Б4. Целевой сценарий развития
Целевой сценарий представляет собой оптимальный вариант социально-экономического развития Ростовской области, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей Стратегии Ростовской области при улучшении макроэкономических условий и повышении эффективности использования ресурсов региона. Это сценарий полноценной реализации стратегических проектных инициатив, меняющих форматы и технологии функционирования социально-экономических подсистем. В этом случае региональное управление проактивно реагирует на изменения внешней среды, предвосхищает новые тренды, максимально используя и формируя благоприятные возможности для развития. Ростовская область во многих сферах становится пилотным регионом, регионом-лидером внедрения инновационных решений.
Целевой сценарий реализации Стратегии Ростовской области включает три этапа.
Первый этап (2019 – 2021 годы) – на момент корректировки Стратегии Ростовской области выполнен. Основные результаты его реализации приводятся в отчете о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года по итогам 1 этапа. В целом 1 этап был нацелен на обеспечение условий для экономического роста и базировался на реализации конкурентных преимуществ региона с целью повышения эффективности и управляемости экономики, роста качества человеческого капитала, обеспечения социального благополучия населения. Мощнейшим вызовом на 1 этапе для реализации основных положений Стратегии являлась угроза распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В целях противодействия данной угрозе в 2020 году был принят ряд ограничительных мер, оказавших существенное негативное влияние на динамику социально-экономического развития, в результате чего ряд целевых показателей не был достигнут. Однако на данном этапе были мобилизованы дополнительные ресурсы и оказана своевременная помощь населению и бизнесу для преодоления негативного сценария, тем самым по итогам 2021 года была обеспечена стабилизация рынка труда и восстановление экономической активности.
Второй этап (2022 – 2024 годы) будет реализовываться в условиях нестабильности мировой и национальной экономики, в условиях внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию. В рамках данного этапа управленческие решения будут нацелены на поддержку бизнеса и повышение устойчивости экономики за счет реализации конкурентных преимуществ региона и формирование необходимых элементов конкурентоспособности в тесной корреляции с выполнением основных целей и задач развития, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 № 474. Внешняя конъюнктура будет оставаться напряженной, при этом прогнозируется, что российская экономика продемонстрирует умеренное падение в 2022 – 2023 годах и вернется к росту в 2024 году. Это этап обеспечения технологического суверенитета, активного импортозамещения и восстановительного роста. Для этого в регионе будут совершенствоваться институциональные условия и технологические заделы развития, в том числе «цифровой экономики», предприятиями будут реализовываться проекты по созданию новых производств и заполнению освободившихся рыночных ниш товарами собственного производства. Интенсифицируются межрегиональное сотрудничество и международные проекты с дружественными странами. Будет оказана поддержка внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих устойчивое воспроизводство уникальной экосистемы Донского края.
В рамках реализации Климатической доктрины Российской Федерации и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года» с учетом приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.05.2021 № 267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата», распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.05.2021 № 16-р «Об утверждении Типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации» с привлечением специализированных организаций будут разработаны оперативные и долгосрочные меры по адаптации экономики и социальной сферы Ростовской области к изменениям климата.
Стартует реализация регионального плана адаптации к изменениям климата в Ростовской области (распоряжение Правительства Ростовской области от 11.05.2022 № 285) по следующим основным направлениям: транспорт, топливно-энергетический комплекс, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, рыболовство, природопользование, здравоохранение, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гражданская оборона, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, промышленный комплекс, техническое регулирование, внешняя и внутренняя торговли. Будет утвержден паспорт климатической безопасности территории.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» и Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 № 3052-р) в области в полном объеме будет осуществлена работа по формированию нормативных, организационных и ресурсных условий для развития низкоуглеродной экономики, распространения наилучших доступных технологий в государственном и корпоративном секторах.
Третий этап (2025 – 2030 годы) нацелен на полномасштабную реализацию возможностей развития за счет реализации стратегических проектных инициатив. Целевые установки третьего этапа синхронизированы с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474. Будут созданы условия достижения глобальной конкурентоспособности Ростовской области в рамках ключевых направлений, существенное воздействие на развитие окажет реализация потенциала научно-технологического и политико-управленческого центра Юга России, в результате которой произойдет запуск ряда инновационных проектов. Ростовская область сможет укрепить свою роль опорного региона «новой экономики» России, обеспечивающего развитие субъектов-партнеров и Российской Федерации в целом. Уникальная экосистема и уникальное культурное пространство Донского края будут сохранены и продолжат свое дальнейшее развитие и приумножение.
Индикаторы реализации целевого сценария Стратегии Ростовской области приведены в таблице № 7.
Таблица № 7
ИНДИКАТОРЫ
реализации целевого сценария Стратегии Ростовской области
Наименование показателя |
2021 год |
2024 год |
2030 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Прирост численности населения к предыдущему году (тыс. человек) |
–27,7 |
0,0 |
4,5 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) |
69,79 |
74,07 |
78,03 |
Валовой региональный продукт (в текущих ценах) (млрд рублей) |
1 950,8 |
2 732,5 |
3 828,3 |
рост физического объема валового регионального продукта (в процентах к 2021 году) |
100,0 |
103,9 |
141,1 |
Объем инвестиций в основной капитал (в текущих ценах) (млрд рублей) |
398,0 |
453,5 |
863,8 |
рост физического объема инвестиций в основной капитал (в процентах к 2021 году) |
100,0 |
92,1 |
150,2 |
Совокупный экспорт товаров (млн долларов США) |
11 556,6 |
11 557,0 |
11 600,0 |
рост экспорта товаров (в процентах к 2021 году) |
100,0 |
100,0 |
100,4 |
Среднедушевые денежные доходы населения (рублей) |
34 955,2 |
50 320,0 |
74 621,5 |
реальные денежные доходы населения (в процентах к 2021 году) |
100,0 |
108,4 |
127,9 |
На верхнем уровне система целеполагания представлена шестью показателями, которые обобщают результаты реализации Стратегии Ростовской области по целевому сценарию. В соответствии с ним достижение целей социально-экономического развития Ростовской области к 2030 году в рамках реализации второго и третьего этапа позволит получить следующие трансформационные эффекты:
изменение тенденции естественной убыли населения области на стабильный прирост, в том числе за счет увеличения средней продолжительности жизни свыше 78 лет;
увеличение масштабов экономики региона в 1,41 раза на основе технологического обновления производства и роста инвестиций в основной капитал в 1,5 раза;
сохранение рекордных объемов совокупного экспорта товаров, с увеличением доли экспорта несырьевых неэнергетических товаров;
развитие человеческого капитала, ускоренный прирост высокопроизводительных рабочих мест в экономике региона на основе повышения реальных среднедушевых денежных доходов в 1,28 раза.
Приближаясь к стратегическому рубежу 2030 года, Ростовская область в результате проведения системных преобразований конвертирует свой потенциал в ускорение экономического роста и создание территории социального благополучия.