А1. Историко-географические сведения
История заселения и хозяйствования в Придонье резко отличается от истории других районов России. Это вызвано географическими и историческими особенностями: периферийным положением на юге европейской части страны; жарким, засушливым климатом в летний период; избытком тепла и дефицитом влаги, что обусловило наличие степного ландшафта, который не был традиционным для славян – жителей умеренных широт с мягким климатом, благоприятным для произрастания лесов.
Историки г. Ростова-на-Дону отмечают, что на территории донской столицы еще в IV – II веках до н. э. была основана древнегреческая фактория. Об этом говорят раскопки, материалы которых хранятся в Новочеркасском музее истории Донского казачества и Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
Эпоха Великого переселения народов привела на Дон многочисленные племена болгар, аланов, хазар. Исследователи обнаружили созданную этими народами уникальную салтово-маяцкую археологическую культуру и следы мощного государства – Хазарский каганат, которое пало в X веке под натиском дружин древнерусского князя Святослава. С этого периода на некоторое время возникают славянские поселения на Нижнем Дону. На месте хазарской крепости Саркел возник древнерусский город Белая Вежа. Однако волны новых степных кочевников вынудили восточных славян временно покинуть эти земли. После этого территория Нижнего Подонья на много веков превращается в Дикое поле, где хозяйничали кочевые племена печенегов и половцев, совершавшие опустошительные набеги на территорию Древней Руси.
Ко времени существования монгольского государства – Золотой Орды относится становление на Нижнем Дону крупного города Азак (1067 год), располагавшегося на месте современного районного центра Ростовской области – города Азова, который считается одним из древних городов России. В средние века через город проходили два крупных торговых пути: из стран Западной Европы в Индию и Китай и из Москвы в Константинополь. В конце XIV века город подвергся разгрому войсками Тамерлана. В первой половине XV века в Азаке появляются европейские купцы – венецианцы, генуэзцы и пизанцы, которые построили здесь ряд крепостей. В 1471 году город был захвачен войсками Османской империи и почти на три века с небольшими перерывами стал турецкой крепостью.
По сведениям современных историков, к XV веку на степные просторы Дона начинается массовое переселение крестьян северных территорий Руси, а также жителей западнорусских земель, татар, литовцев, поляков и многих других национальностей, которые, смешиваясь с этой разномастной этнической группой, за короткое время образовали уникальное военизированное образование. Их назвали «казаками», что в переводе с тюркского означало «удальцы», «вольные люди». Так на просторах донских степей сложилось Всевеликое войско Донское, старейшее из казачьих войск России, со своим особенным укладом жизни, казачьей демократией, культурой и традициями.
Казачество было активным земледельческим и военным сословием, которое отличалось мощным патриотизмом, готовностью в любую минуту встать на защиту интересов государства Российского. С его историей связаны события и имена людей, которые «золотыми буквами» вписаны в летопись России. Отсюда вышли и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и борцы за народную правду и свободу Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев, и выдающийся полководец, атаман Матвей Платов, и многие другие талантливые военачальники, ученые, писатели, государственные деятели.
Яркой страницей в истории донского казачества является знаменитое Азовское сидение 1637 – 1642 годов, когда 5 500 казаков геройски защищали Азов в противостоянии с 140-тысячной турецкой армией. Спустя полвека русские войска и молодой русский флот под командованием Петра I вернули Дону и России Азов, открыв стране выход в Черное море. Казачьи полки покрыли себя неувядаемой славой в многочисленных русско-турецких войнах, войне с Наполеоном, в Первой и Второй мировых войнах.
Долгое время казаки не признавали над собой никакой власти, ведя себя независимо по отношению к московским царям. Однако рассматривая их как защитников южных рубежей Российского государства, московское правительство уже в XVI веке стремилось превратить казачество в служилое сословие, которое несло бы верную службу царю. Потому казакам стали выдавать жалованье, состоявшее из денег, хлеба, вина, пороха, сукна, серы.
Процесс вхождения земель Войска Донского в состав Российской империи начался в XVIII веке. Императрица Елизавета Петровна 15 декабря 1749 г. подписала указ об учреждении в устье реки Темерник государственной таможни. Этот день считается датой основания города Ростова-на-Дону. В 40 – 60-х годах того же столетия несколько таможенных застав и крепостей, в том числе крепость Святого Димитрия Ростовского, построенная в 1761 году, были основными форпостами царской власти на Дону.
С 1763 года крепость Святого Димитрия Ростовского находилась в ведении Киевского департамента, позже – в ведении Воронежского губернатора. В 1775 году была учреждена Азовская губерния, в которую вошли Войско Донское, Азов, Кагальник и крепость Святого Димитрия Ростовского.
Важным этапом в истории Дона стало переселение сюда армян. В 1779 году по приглашению российской Императрицы Екатерины Второй из Крыма на Дон переселились более двенадцати с половиной тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края.
В четырех километрах от крепости Святого Димитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел – Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.
Взаимоотношения с казачеством, русским и другими народами, населявшими Дон, историки и ученые признают образцом того, как в мире и дружбе могут рядом жить люди разных национальностей и разной веры.
В историческом развитии территории Ростовской области выделяются 9 этапов:
I этап. В 1782 году крепость Святого Димитрия Ростовского и Нахичевань выделены в Таганрогский уезд Азовской губернии.
II этап. В 1784 году крепость и Нахичевань присоединены к Мариупольскому уезду, а Азовская губерния влилась в Екатеринославское наместничество.
III этап. В 1796 году Екатеринославское наместничество упразднили, и на его месте возникла Новороссийская губерния. Она была разделена на 12 уездов, включая Ростовский, учрежденный 29 августа 1797 года.
IV этап. С 1802 года Ростовский уезд подчинен Екатеринославской губернии. В 1806 году в указе императора Александра I впервые появляется упоминание собственно о «городе Ростове», а спустя 29 лет крепость Святого Димитрия Ростовского и город Ростов объединились в одну административную единицу. В 1807 году Ростов присоединен к ведомству Таганрогского градоначальства.
В 70-е годы XIX века город соединен железной дорогой с Харьковом, Воронежем и Владикавказом.
В этот период Ростов приобретает черты европейского уровня. Складывается инфраструктура городского хозяйства, появляется освещение, транспорт, газетные издательства, скверы, мосты. В конце XIX века в Ростове проживало уже 120 тысяч человек, насчитывалось свыше 15 казенных и около 500 общественных зданий, 58 церквей и более 20 тысяч частных домов.
V этап. В 1835 году вся территория области была разделена на семь округов: Черкасский, 1-й Донской, 2-й Донской, Усть-Медведицкий, Донецкий, Хоперский, Миусский.
В 1870 году указом Правительственного сената земля Войска Донского была переименована в Область Войска Донского. В 1888 году г. Ростов-на-Дону включен в состав Области Войска Донского. Это название сохранялось до 1918 года.
VI этап. Гражданская война, охватившая Дон в 1918 году, побудила руководство Области Войска Донского учредить новое государственное образование – Донскую казачью республику.
VII этап. В 1920 году край получил название Донской области с центром в Ростове-на-Дону.
В ноябре 1924 г. образован Северо-Кавказский край с центром в г. Ростове-на-Дону. В состав края вошли Донская и Кубанская области, Ставрополье, территории национальных округов и областей Северного Кавказа, а также Таганрогский и Шахтинский округа, ранее относившиеся к Украине. В том же году, в связи с ликвидацией Донской области, Ростов стал окружным центром Донского округа Северо-Кавказского края.
В октябре 1928 г. город Ростов-на-Дону выделен в самостоятельный в административном отношении город с непосредственным подчинением Северо-Кавказскому крайисполкому. В 1928 году к нему был присоединен г. Нахичевань, и город обрел те очертания, которые составляют основу современного Ростова.
В 1930 году административное деление края на округа упразднено. Вместо них появились районы.
VIII этап. С 1934 года Северо-Кавказский край разделен на Азово-Черноморский (с центром в Ростове-на-Дону) и Северо-Кавказский (с центром в Пятигорске) края.
IX этап. 13 сентября 1937 г. Азово-Черноморский край разделен на Краснодарский край и Ростовскую область.
Для области важными стали конец 20-х – начало 30-х годов XX века, когда на Дону развернулось крупное промышленное строительство. Тогда была построена Ростовская обувная фабрика, принимается решение о строительстве теплоэлектростанции в городе Шахты, ведется реконструкция паровозостроительного завода, был сдан в эксплуатацию крупнейший в стране Ростовский завод цинковых белил (ныне ЗАО «Эмпилс»). В 1930 году заканчивается строительство завода «Ростсельмаш» – одного из крупнейших в Европе предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Это был период, когда область из чисто аграрной становилась индустриально-аграрной.
Колоссальный урон региону нанесли события Великой Отечественной войны. Столица области – г. Ростов-на-Дону в 1943 году был официально признан стертым с лица земли, попав в итоге в число 15 городов Советского Союза, наиболее пострадавших от военных действий. Только к концу 60-х годов Ростовская область окончательно оправилась от последствий войны.
В 70-е годы выросли и в полную мощь заработали десятки новых предприятий – Новочеркасская ГРЭС, Волгодонский «Атоммаш», Донецкий экскаваторный завод, один из крупнейших на тот момент в Европе Шахтинский хлопчатобумажный комбинат. Быстрые темпы приобретает развитие шахтерских городов: Гуково, Донецка, Новошахтинска, Красного Сулина и города Шахты. Донские шахтеры ставят рекорды по добыче угля, на всю страну гремит слава Михаила Чиха.
Центрами черной и цветной металлургии становятся Таганрог и Белая Калитва. В крупные железнодорожные узлы превращаются Миллерово, Сальск, Батайск.
В сельском хозяйстве Ростовской области собирают невиданные урожаи: среднегодовые сборы зерна в 70-е годы выросли до 6,6 миллиона тонн, а имя Нины Переверзевой становится синонимом трудовой славы селян.
Радикальные перемены, происшедшие в жизни страны в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, отразились на общественно-политическом и экономическом развитии Донского региона. В этот непростой период удалось достичь главного – сохранить социальную и гражданскую стабильность, не допустить социальных конфронтаций.
Далее последовал период экономического подъема 2000-х годов, сопровождавшийся ростом доходов населения, снижением безработицы, повышением налогооблагаемой базы, ростом расходов на социальную сферу, повышением уровня качества жизни и форматов обслуживания.
В течение последних лет, несмотря на непростой период макроэкономической нестабильности, в регионе был реализован ряд масштабных инвестиционных проектов, усиливших индустриальный профиль региона в транспортном и энергетическом машиностроении, традиционной и альтернативной энергетике, нефтехимическом комплексе, стройиндустрии, пищевой промышленности и других отраслях промышленности.
Значимой вехой современного этапа развития Ростовской области стало проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
В рамках подготовки к чемпионату в регионе построен современный и технологичный футбольный стадион «Ростов Арена» на 45 тыс. зрительских мест, который входит в десятку самых крупных по количеству зрительских мест стадионов России и занимает третье место по посещаемости после стадионов «Зенит» и «Спартак».
Была создана новая транспортная и общественная инфраструктура, включая строительство нового международного аэропорта «Платов» и новой современной автотрассы к нему, реконструкцию Ворошиловского моста через р. Дон и южного подъезда к г. Ростову-на-Дону, благоустройство территории левобережной зоны.
Сегодня Ростовская область – один из крупных опорных регионов социально-экономического развития страны, имеющий выгодное экономико-географическое положение и значительный ресурсный потенциал для обеспечения высоких темпов роста традиционных и новых отраслей экономики, а также для достижения лучших мировых стандартов жизни населения.