В1.5. Потребительский рынок
Состояние и тенденции развития.
Потребительский рынок Ростовской области является одним из крупнейших на Юге России. Ключевым индикатором емкости потребительского рынка региона является оборот розничной торговли, динамика которого в Ростовской области в 2014 – 2021 годах представлена в таблице № 12.
Таблица № 12
ДИНАМИКА
оборота розничной торговли
Ростовской области в 2014 – 2021 годах
Наименование параметра |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Оборот розничной торговли (млрд рублей) |
||||||||
Ростовская область |
754,1 |
824,9 |
853,3 |
880,4 |
920,8 |
975,6 |
975,6 |
1 157,9 |
Доля РО в РФ (процентов) |
2,9 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Место РО в РФ |
8-е |
6-е |
6-е |
6-е |
6-е |
6-е |
6-е |
6-е |
Доля интернет-торговли в общем объеме оборота розничной торговли (процентов) |
||||||||
Ростовская область |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
2,8 |
5,9 |
Значение по РФ |
0,7 |
0,9 |
1,1 |
1,3 |
1,7 |
2 |
3,9 |
4,8 |
По величине формируемого оборота розничной торговли Ростовская область стабильно занимает 2-е место среди регионов Южного федерального округа и 6-е место – в рейтинге субъектов Российской Федерации.
В 2021 году оборот розничной торговли в сопоставимых ценах составил 110,2 процента, в действующих – 1 157,9 млрд рублей.
Положительной динамике оборота розничной торговли способствовали рост реальных доходов населения (в 2021 году 103,6 процента к 2020 году) и увеличение объемов потребительского кредитования (в 2021 году по Ростовской области объем предоставленных потребительских кредитов составил более 365,6 млрд рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2020 году).
Пандемия новой коронавирусной инфекции глобально повлияла на мировую торговлю, и тенденция роста рынка электронной коммерции усилилась многократно. По данным Ростовстата, по итогам 2021 года через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» продано товаров на сумму 68,8 млрд рублей, что выше уровня показателя за аналогичный период предыдущего года в 2,6 раза. Доля интернет-торговли в общем объеме оборота розничной торговли составила 5,9 процента (по итогам января-декабря 2020 года – 2,8 процента).
В число лидеров по доле продаж через сеть «Интернет» вошли такие регионы, как г. Севастополь (12,6 процента), Новосибирская область (9,2 процента), г. Москва (9,1 процента), г. Санкт-Петербург (8,7 процента), Свердловская область (7,2 процента), Московская область (6,6 процента).
За I полугодие 2022 года в Ростовской области через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» было продано товаров на сумму 36,5 млрд рублей. Это почти в 1,4 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доля интернет-торговли в общем объеме оборота розничной торговли региона увеличилась до 6,1 процента (годом ранее – 4,4 процента).
Ключевые проблемы.
1. Неравномерная обеспеченность населения Ростовской области торговыми площадями.
В целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Ростовской области от 01.09.2016 № 619 для Ростовской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, торговых объектов местного значения, нестационарных торговых объектов, торговых мест по реализации продуктов питания на розничных рынках.
Согласно результатам мониторинга, проведенного на основании сведений органов местного самоуправления, по состоянию на 1 января 2022 г. из 55 муниципальных образований области фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов превышает установленное минимальное значение по всем нормативам только в 7 муниципальных образованиях (12,7 процента). Недостаточная обеспеченность населения торговыми площадями в целом по региону усугубляется наличием территориальной дифференциации.
По данным органов местного самоуправления, по состоянию на 1 июня 2021 г. актуализированный перечень труднодоступных и малонаселенных пунктов Ростовской области, не имеющих постоянно действующих торговых объектов, включает 815 населенных пунктов в 43 муниципальных районах; отдаленность указанных населенных пунктов от объектов торговли составляет от 1 до 40 километров. Население, проживающее в указанных населенных пунктах, обеспечивается продуктами питания посредством автолавок хозяйствующих субъектов (в том числе предприятий потребкооперации) – в 370 населенных пунктах (или 43,8 процента), а также сотрудниками социальной или почтовой службы – в 136 населенных пунктах (или 16,1 процента).
2. Сокращение количества розничных рынков в Ростовской области.
Начиная с 2007 года, после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», ужесточающего требования, предъявляемые к данному формату, количество розничных рынков в Ростовской области сократилось более чем в 5 раз (с 222 рынков до 42 рынков). Сформировалась устойчивая тенденция перехода рынков в другие форматы: ярмарки, торговые ряды, комплексы.
3. Высокий уровень присутствия на потребительском рынке фальсифицированной и некачественной продукции.
В 2021 году в аккредитованных лабораториях исследования на соответствие требованиям качества и безопасности проведены в отношении 631 образца продовольственной и непродовольственной продукции и услуг. В результате выявлено 144 нестандартных образца, что составляет 22,8 процента от общего количества проведенных исследований.
4. Дефицит квалифицированных рабочих кадров в сфере потребительского рынка.
По информации профессиональных объединений предпринимателей сфер бытового обслуживания и общественного питания Ростовской области (регионального представительства Федерации Рестораторов и Отельеров Ростовской области, Ассоциации предпринимателей «Донская Ремесленная Палата»), существует недостаток квалифицированных кадров в сфере услуг, который, в том числе, обусловлен тем, что профессиональные образовательные организации ориентированы в большей степени на общетеоретическую систему обучения и в недостаточной степени – на практическую подготовку будущих специалистов. Также причиной слабого уровня подготовки кадров является низкий уровень мотивации учащихся. Кроме того, дефицит квалифицированных кадров в сфере услуг усугубился в условиях ограничительных мер, введенных в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. Многие специалисты в период «локдауна» были вынуждены сменить сферу профессиональной деятельности.
Ключевые тренды.
1. Опережающее развитие электронной коммерции.
В современном мире важную роль в жизни людей стали занимать услуги электронной коммерции. Так, к концу 2021 года в мире насчитывалось порядка 2,14 млрд онлайн-покупателей, что составляет более 27 процентов населения всей планеты. За последние пять лет мировой рынок электронной коммерции вырос в 3 раза.
Согласно данным маркетингового исследования агентства «Data Insight», по итогам 2021 года объем рынка розничной интернет-торговли в России достиг 4,1 трлн рублей, что в 1,5 раза больше чем в 2020 году.
При этом за 2021 год число онлайн-заказов выросло на 104 процента (1 700 млн заказов), что является рекордным значением для российского сегмента «E-commerce». Основной рост объема рынка розничной торговли обеспечивался за счет деятельности крупных универсальных маркетплейсов, доля которых по итогам 2021 года увеличилась на 13 процентов и составила 62 процента от всех онлайн-заказов (доля по итогам января-декабря 2020 года – 49 процентов).
В настоящий момент опережающее развитие электронной коммерции является актуальным явлением не только в России, но и во всем мире. Согласно данным платформы международного исследовательского агентства, специализирующегося на формировании и исследовании мировых рыночных и потребительских данных «Statista», в 2021 году на интернет-торговлю приходилось 20 процентов от общего объема розничной торговли. При этом по прогнозам экспертов, ожидается, что к 2025 году доля онлайн-сегмента составит около четверти от общего объема розничных продаж в мире.
Одним из основных факторов развития электронной коммерции является развитие логистической инфраструктуры для интернет-торговли: сервисов упаковки и доставки товаров, фулфилмент-центров для маркетплейсов, пунктов выдачи заказов/постаматов для самовывоза. Появление нескольких крупных маркетплейсов/агрегаторов (TMall, Яндекс.Маркет, Сбермегамаркет) дает дополнительный мощный стимул к развитию логистических услуг интернет-торговли. При этом усиливается конкуренция в фулфилмент-услугах, которые становятся все более комплексными e-commerce решениями с интеграцией с курьерскими сервисами.
По данным Ассоциации компаний интернет торговли, за 2021 год общая площадь объектов логистической инфраструктуры торговли через Интернет в России выросла более чем в 2 раза и составила 2,6 млн кв. метров.
Стремительное развитие онлайн-торговли отразилось также на росте заинтересованности франчайзи в открытии пунктов выдачи заказов (далее – ПВЗ) в партнерстве с крупными маркетплейсами. По данным исследовательского агентства, специализирующегося на аналитике в области интернета «Data Insight», в период с сентября 2019 года по январь 2021 года количество ПВЗ в России увеличилось с 30 тысяч до 50 тысяч пунктов. Рост спроса франчайзи в области сотрудничества с компаниями интернет-торговли обусловлен, в том числе сравнительно низкой стоимостью франшизы. Например, открытие ПВЗ одного из крупнейшего маркетплейса «Ozon» представляется возможным при первоначальных вложениях в среднем от 200 тыс. рублей.
2. Развитие инновационных подходов в сфере логистической инфраструктуры интернет-торговли.
Интернет-торговля не обходится без разработки и внедрения инновационных продуктов, оптимизирующих различные направления ее деятельности. Одним из наиболее актуальных направлений внедрения инноваций является логистическая инфраструктура автоматизации системы управления запасами и поиска потенциальных приобретателей товаров, которая обеспечивает баланс между гарантированным наличием нужного клиенту товара и поддержанием минимальных запасов на складе.
Следует отметить, что данные обстоятельства в сумме с общемировым трендом популяризации интернет-торговли повлияли на увеличение заинтересованности предпринимателей в открытии ПВЗ в отдаленных регионах и небольших городах.
Система целей и механизм реализации.
Динамическая цель.
1. Увеличение оборота розничной торговли в Ростовской области.
Индикатор 1. Оборот розничной торговли:
2021 год – 1 157,9 млрд рублей;
2024 год – 1 572,7 млрд рублей;
2030 год – 2 044,0 млрд рублей.
Структурная цель.
1. Увеличение доли интернет-торговли.
Индикатор 2. Доля интернет-торговли в общем объеме оборота розничной торговли:
2021 год – 5,9 процента;
2024 год – 7,0 процента;
2030 год – 10,0 процента.
Приоритетные задачи и мероприятия.
Задача 1. Повышение доступности инфраструктуры торговли для населения.
Мероприятие 1.1. Сопровождение реализации инвестиционных проектов по строительству крупных торговых объектов.
Мероприятие 1.2. Развитие нестационарной торговли.
Задача 2. Сохранение и развитие формата розничных рынков и ярмарок на территории Ростовской области.
Мероприятие 2.1. Сопровождение реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции розничных рынков.
Мероприятие 2.2. Развитие ярмарочной торговли.
Задача 3. Повышение качества продукции, поступающей на потребительский рынок Ростовской области.
Мероприятие 3.1. Развитие системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».
Мероприятие 3.2. Проведение мероприятий по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов.
Задача 4. Популяризация профессий в сфере потребительского рынка.
Мероприятие 4.1. Проведение конкурсов профессионального мастерства в сфере потребительского рынка.
Мероприятие 4.2. Поощрение лучших работников отрасли путем присвоения званий: «Лучший работник торговли Дона», «Лучший работник сферы бытового обслуживания населения Ростовской области» и «Лучший работник сферы общественного питания Ростовской области».
Стратегическая проектная инициатива 1 «Умный потребительский рынок».
Возможность:
обеспечение высокого уровня удовлетворения потребительских потребностей на всей территории региона за счет развития интернет-торговли.
Основные параметры:
1. Реализация мер, направленных на расширение партнерских связей местных производителей и поставщиков с маркетплейсами.
2. Сопровождение инвестиционных проектов по формированию логистической инфраструктуры интернет-торговли Ростовской области.
3. Повышение уровня территориальной и ценовой доступности потребительских товаров для населения Ростовской области.
4. Повышение уровня доступности для потребителей, бизнеса, органов власти сведений об объектах потребительского рынка Ростовской области, включая информацию о выявленных местах несанкционированной торговли, необходимую для их последующей ликвидации.