В2.2. Образование
Состояние и тенденции развития.
Образование – важнейшая социальная отрасль, имеющая особое значение для развития региона и социального благополучия населения. Развитие отрасли образования является важным условием обеспечения устойчивого развития, повышения конкурентоспособности в формировании и накоплении человеческого, интеллектуального, материального и финансового капиталов Ростовской области.
Основные параметры развития сферы образования Ростовской области в 2014 – 2021 годах представлены в таблице № 18.
Таблица № 18
ДИНАМИКА
ключевых показателей развития
сферы образования в Ростовской области в 2014 – 2021 годах
Наименование параметра |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Уровень образования (процентов) |
|||||||||
Ростовская область |
Статистика не велась |
72,73 |
74,87 |
75,44 |
|||||
Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий современным стандартам и передовым технологиям, в общей численности выпускников организаций среднего профессионального образования (процентов) |
|||||||||
Ростовская область |
Статистика не велась |
0,6 |
2,1 |
4,8 |
7,5 |
||||
Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (процентов) |
|||||||||
Ростовская область |
Статистика не велась |
36,69* |
|||||||
* Значение показателя доведено Министерством просвещения Российской Федерации без расчета компонента «Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, проявивших выдающиеся способности и получивших государственную поддержку в различных формах».
Для обеспечения высокого качества общего образования требуется, в том числе, совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. За 2019 – 2021 годы создано 10 285 дополнительных мест в общеобразовательных организациях, в том числе за счет введения в эксплуатацию 9 новых общеобразовательных организаций на 6 814 мест.
К началу 2022 года все общеобразовательные организации области обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» со скоростью подключения до 50 Мбит/с (для сельских поселений) и до 100 Мбит/с (для городских поселений).
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.02.2021 № 68 ключевым показателем развития системы образования в регионе является показатель «Уровень образования».
На основе имеющихся данных можно отметить, что в период с 2019 по 2021 год уровень образования Ростовской области стабильно увеличивается. Так, по итогу 2021 года наблюдается увеличение уровня образования на 2,71 процентного пункта относительно 2019 года, до 75,44 процента.
Система среднего профессионального образования Ростовской области позволяет удовлетворить потребность региона в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена для различных сфер жизнедеятельности. Наиболее востребованными являются следующие профессии и специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, 21.02.08 Прикладная геодезия, 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям), 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, 43.01.09 Повар, кондитер, 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование.
Обеспечивается реализация образовательных программ для более 88 000 обучающихся всех форм обучения по программам СПО (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена), из них – около 73 000 обучающихся очной формы обучения. В подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области организациях обучаются по программам СПО 74 578 человек (62 176 обучающихся очной формы обучения). Среди них на полном государственном обеспечении находятся 2 700 человек из категории дети-сироты и лица из их числа.
В настоящее время по профессиям и специальностям из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, обучается около 8 000 человек.
В 2020 году в Ростовской области создан Центр опережающей профессиональной подготовки Ростовской области, нацеленный на формирование и распространение в системе СПО новых образовательных технологий и форм опережающей профессиональной подготовки по приоритетным для региона компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам. В 2021 году численность граждан, охваченных деятельностью центра, составила 32 398 человек.
О качестве среднего профессионального образования говорят профессиональные компетенции выпускников, соответствующие потребностям современного рынка труда и цифровой экономики, а также степень соответствия современным стандартам и передовым технологиям.
В 2019 году 193 студента сдали демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс, 3 студента совместно с независимой оценкой квалификаций. Экзамен проходил на базе 11 центров проведения демонстрационного экзамена (далее – ЦПДЭ). В 2020 году количество ЦПДЭ увеличилось до 15 (в том числе 3 ЦПДЭ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью), что позволило увеличить показатель до 4,8 процента.
В 2021 году плановый показатель по результатам проведения аттестации с применением механизма демонстрационного экзамена, а также независимой оценки квалификаций перевыполнен. Количество студентов, которые в 2021 году прошли аттестацию с использованием вышеназванных механизмов, – 5 706, что составило 7,5 процента. Количество центров проведения демонстрационного экзамена увеличилось до 112 единиц.
Значительный рост доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий современным стандартам и передовым технологиям, связан с увеличением числа организаций СПО, осуществляющих подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям, требующим среднего профессионального образования, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (топ-50). В 90 подведомственных профессиональных образовательных организациях Ростовской области осуществляется деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования по 196 профессиям и специальностям среднего профессионального образования. В 72 профессиональных образовательных организациях разработаны и реализуются 145 образовательных программ на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов СПО, по которым проходит итоговая аттестация в формате демонстрационного экзамена.
В 2018 году в структуре государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ростовской области «Областной центр технического творчества учащихся» открыт первый областной детский технопарк «Кванториум», в котором ежегодно обучаются 800 обучающихся по современным дополнительным общеобразовательным программам, разработанным с учетом приоритетных направлений научно-технологического развития Донского региона (аэрокванториум, биокванториум, IT-кванториум, робокванториум, энерджикванториум, промдизайн, хайтек-цех).
С целью выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в 2019 году в Ростовской области создано государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ростовской области «Ступени успеха». Центр реализует дополнительные общеразвивающие образовательные программы по направлениям «Спорт», «Наука», «Искусство».
В рамках национального проекта «Образование» существенно расширена инфраструктура дополнительного образования: мобильный детский технопарк «Кванториум», ключевой центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им. А.С. Попова» (структурное подразделение ДГТУ), центры цифрового образования детей «IT-куб» (в г. Ростове-на-Дону, г. Волгодонске), Детский технопарк «Кванториум» на базе общеобразовательной организации (в г. Волгодонске), центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Новые формирования оснащены оборудованием, необходимым для занятий по программам цифровой, естественнонаучной, технической и гуманитарной направленностей как в рамках основной, так и в рамках дополнительной образовательной программы.
Вместе с этим для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся (одна из национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, обозначенная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 21.07.2020 № 474) в Ростовской области используется модель интеграции дополнительного и основного образования, в том числе модель «Школа полного дня». В общеобразовательных организациях Ростовской области организованы свыше 14 тысяч кружков и секций, где занимается около 250 тысяч детей.
Показатель «Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» также является новым стратегически значимым показателем в системе оценивания уровня региональной системы образования и входит в перечень показателей Указа Президента РФ от 04.02.2021 № 68. Данный интегральный показатель включает оценку трех компонентов: доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, доли детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты, а также учитывает оценку доли детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, проявивших выдающиеся способности и получивших государственную поддержку в различных формах.
В 2021 году расчет показателя проводился Министерством просвещения Российской Федерации без учета одного компонента «Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, проявивших выдающиеся способности и получивших государственную поддержку в различных формах» и составил 39,69 процента.
Ключевые проблемы.
1. Отсутствие образовательного равенства обучающихся городских и сельских общеобразовательных организаций.
В настоящее время актуальной является проблема создания условий для получения качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка. Это обусловлено тем, что для повышения качества образования выдвигаются все новые требования к современному уроку, выполнение которых повышает его эффективность. На первый план выходит наличие высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в общеобразовательной организации, позволяющего обеспечивать образовательную деятельность, а также развитие онлайн-образования.
2. Наличие второй смены в общеобразовательных организациях.
В 2021 – 2022 учебном году количество муниципальных общеобразовательных организаций, ведущих обучение в две смены, составило 259 единиц (24 процента), численность обучающихся во вторую смену – 75 987 человек (17 процентов). Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного образования второй половины дня, а именно обеспечить обучающихся обязательной внеурочной деятельностью в рамках основной образовательной программы, создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам.
3. Недостаточный уровень развития инфраструктуры среднего профессионального образования.
Фактором, существенно затрудняющим задачу формирования профессиональных компетенций, соответствующих потребностям технологического прорыва и цифровой экономики, а также задачам организации независимой оценки компетенций и квалификаций посредством проведения демонстрационного экзамена, выступает недостаточный уровень развития инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.
Развитая инфраструктура и современная материально-техническая база являются неотъемлемыми условиями качественного образования, особенно по профессиональным направлениям подготовки, где практикоориентированность и возможность обучения на современном оборудовании крайне важны. Количество профессиональных образовательных организаций, обладающих развитой материально-технической базой, является недостаточным.
4. Дефицит квалифицированных кадров в профессиональных образовательных организациях, подготовленных согласно требованиям современных стандартов и передовых технологий.
Особенно актуален дефицит квалификаций для преподавателей в сфере актуальных информационных и производственных технологий, необходимых в условиях цифровой экономики. Нехватка квалифицированных педагогических кадров в сфере среднего профессионального образования обусловлена отсутствием эффективных механизмов персонификации и финансового стимулирования непрерывного профессионального педагогического образования с целью повышения уровня компетенций у самих преподавателей и нехваткой высококвалифицированных преподавателей-практиков в общей структуре преподавателей в образовательных организациях среднего профессионального образования.
В рамках государственного задания ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» ежегодного реализует программы повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, проведение стажировок.
В 2021 году обеспечено повышение квалификации 569 преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования. Актуализированы программы дополнительного профессионального образования на основе механизмов организации повышения квалификации (стажировок) педагогических работников, в том числе мастеров производственного обучения, с использованием ресурсов предприятий и производств-лидеров с учетом профессиональных стандартов.
5. Дисбаланс системы подготовки кадров в среднем профессиональном и высшем образовании и кадровой потребности экономики.
В связи с существующим и потенциальным дефицитом кадров в региональной экономике существует необходимость реализации образовательных программ по востребованным направлениям подготовки и компетенциям в целях синхронизации системы подготовки кадров в среднем профессиональном и высшем образовании и кадровой потребности экономики Ростовской области.
Потребность в высококвалифицированных кадрах наблюдается в таких отраслях экономики, как «Образование», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», «Обрабатывающие производства» и «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность прочих видов услуг», «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство». Среди вышеперечисленных отраслей экономики наиболее востребованы специалисты с высшим образованием по направлениям «Агрономия», «Экономика», «Терапия», «Акушерство и гинекология», «Педагогическое образование», «Торговое дело».
Ключевые тренды.
1. Растущий спрос на программы образования в сфере ИКТ и новых естественно-научных направлений.
Численность специалистов в области разработки программного обеспечения в 2020 году увеличилась с рекордной для отрасли динамикой – на 12 процентов по сравнению с 2019 годом, составив 200 тыс. человек. В рамках развития цифровой экономики и цифровой трансформации как национальной цели развития России до 2030 года, создания в стране устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, а также перевода государственных органов и организаций на использование преимущественно программного обеспечения российской разработки востребованность специалистов в сфере ИКТ будет расти; в связи с дальнейшим появлением новых технологий рынок данных специалистов будет только расширяться. По прогнозам Правительства Российской Федерации, к 2024 году потребность в специалистах в сфере ИКТ вырастет до 300 тыс. человек. Кроме того, в экономике будущего будут востребованы естественно-научные специальности.
2. Цифровизация образования.
Наблюдается рост онлайн-решений в образовании посредством внедрения массовых открытых онлайн-курсов и развития смешанной педагогики, включающей в себя как онлайн-, так и оффлайн-обучение. Пандемия COVID-19 только ускорила процесс тотальной цифровизации и продолжение курса на экономику переживаний (впечатлений). Ежегодно не менее 7 млн россиян используют возможность получения знаний и образования через интернет. Платформы массовых открытых онлайн-курсов, являясь интеграторами услуг и потребностей классических образовательных организаций, стремительно захватывают глобальный рынок образования. Также цифровые решения позволяют оптимизировать процесс оценки и фиксации достижений, процессы в управлении образовательными организациями и прочее.
3. Ранняя профориентация детей.
В России вопросу профориентации детей в последнее время уделяется значительное внимание – в феврале 2018 г. Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации и Агентству стратегических инициатив обеспечить реализацию проекта «Билет в будущее». Ростовская область в 2021 – 2022 учебном году приняла активное участие в реализации проекта «Билет в будущее», направленного на раннюю профориентацию обучающихся 6 – 11-х классов, число участников проекта составило 62 351 человек.
На 11 площадках организаций среднего профессионального образования и 2 организаций дополнительного образования проведены профессиональные пробы. В рамках проведения профессиональных проб учащимся представлены 50 компетенций, которые особенно важны для развития экономики региона и согласованы с министерством экономического развития Ростовской области. В практических мероприятиях Проекта в 2022 году приняло участие более 6 тысяч обучающихся Ростовской области.
За время реализации проекта более 78 тысяч учащихся получили индивидуальные карты построения образовательной траектории.
Кроме того, число участников открытых онлайн-уроков, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», в 2021 – 2022 учебном году составило 162 319 человек.
4. Рост значимости непрерывного образования.
В современном мире, когда многие профессии устаревают менее чем за 10 лет, а ожидаемая продолжительность жизни в развитых странах превышает 80 – 90 лет, профессионал за время своей карьеры проходит несколько циклов подготовки-реализации навыков. Быстрая смена информационного и технологического фона приводит к тому, что образование становится постоянным, сопровождая человека всю его жизнь, формируя феномен всевозрастного образования.
Система целей и механизм реализации.
Динамические цели.
1. Повышение уровня образования.
Индикатор 1. Уровень образования:
2022 год – 75,4 процента;
2024 год – 76,67 процента;
2030 год – 81,66 процента.
2. Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий современным стандартам и передовым технологиям, в общей численности выпускников организаций среднего профессионального образования.
Индикатор 2. Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий современным стандартам и передовым технологиям, в общей численности выпускников организаций среднего профессионального образования:
2021 год – 7,5 процента;
2024 год – 13,9 процента;
2030 год – 25,0 процента.
Структурная цель.
1. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Индикатор 3. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи:
2021 год – 36,69* процента;
2024 год – 25,77 процента;
2030 год – 30,0 процента.
* Значение показателя доведено Министерством просвещения Российской Федерации без расчета компонента «Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, проявивших выдающиеся способности и получивших государственную поддержку в различных формах».
Приоритетные задачи и мероприятия.
Задача 1. Создание условий для получения качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям.
Мероприятие 1.1. Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.
Мероприятие 1.2. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Мероприятие 1.3. Организация и проведение мероприятий с обучающимися, включая мероприятия по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей.
Мероприятие 1.4. Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом, обеспечение сельских общеобразовательных организаций кадрами, проведение ремонта общеобразовательных организаций, модернизация парка автобусов для общеобразовательных организаций.
Мероприятие 1.5. Создание центров цифрового образования детей.
Задача 2. Создание мест в общеобразовательных организациях.
Мероприятие 2.1. Создание в Ростовской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях.
Мероприятие 2.2. Строительство, реконструкция, газификация муниципальных образовательных организаций.
Задача 3. Модернизация среднего профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Мероприятие 3.1. Оснащение (модернизация) областных государственных профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и работодателей для создания современных условий реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, а также программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Задача 4. Популяризация рабочих профессий как перспективного направления подготовки и получения соответствующего профессионального образования.
Мероприятие 4.1. Организация и проведение конкурсных мероприятий с обучающимися профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, включая мероприятия по выявлению и поддержке талантливой молодежи.
Мероприятие 4.2. Внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям в организациях среднего профессионального образования.
Мероприятие 4.3. Использование современного оборудования для подготовки, переподготовки и профессионального обучения граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем современным стандартам и передовым технологиям.
Мероприятие 4.4. Содействие трудоустройству выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в том числе победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства на региональных предприятиях.
Задача 5. Обеспечение доступности для граждан всех видов образовательных ресурсов для реализации образовательных программ по приоритетным для региона профессиям, направлениям подготовки, компетенциям.
Мероприятие 5.1. Создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе по новым востребованным на региональном рынке труда профессиям и специальностям.
Мероприятие 5.2. Создание условий для подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по востребованным для региональной экономики компетенциям.
Мероприятие 5.3. Формирование кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций.
Стратегическая проектная инициатива 1 «Интеллектуальное лидерство».
Возможность:
создание эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Основные параметры:
1. Развитие сети профильных классов по 5 направлениям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования (включая технологический и естественно-научный профили).
2. Обеспечение функционирования детского технопарка «Кванториум» и мобильного технопарка «Кванториум», реализующих проекты по востребованным техническим направлениям в результате инженерного и научного поиска обучающихся.
3. Создание условий для выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одаренных детей Ростовской области за счет реализации дополнительных общеобразовательных программ и мероприятий.
4. Обеспечение взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных, доступных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности при содействии и координации регионального модельного центра дополнительного образования детей.
5. Обеспечение участия обучающихся по программам общего образования в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
6. Развитие современной инфраструктуры подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями в целях устранения дефицита рабочих кадров.
7. Увеличение доли обучающихся по программам общего и среднего профессионального образования, обладающих базовыми навыками программирования.
8. Увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием до 83 процентов, в том числе охваченных дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленности – до 25 процентов.
9. Увеличение доли преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации.
10. Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям.