Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года

В2.8. Жилищно-коммунальное хозяйство

Состояние и тенденции развития.

Ключевые динамические параметры, отражающие развитие жилищно-коммунального хозяйства (далее также – ЖКХ) Ростовской области в 2014 – 2021 годах, представлены в таблице № 24.

 

Таблица № 24

 

ДИНАМИКА

ключевых показателей развития

сферы ЖКХ Ростовской области в 2014 – 2021 годах

 

Наименование параметра

2014

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество аварий в сфере ЖКХ (единиц)

Ростовская область

3 302

3 276

2 861

1 806

1 753

1 603*

1 546*

1 456*

Доля населения,

обеспеченного питьевой водой, отвечающей

требованиям безопасности, в общей численности населения области (процентов)

Ростовская область

85,3

85,2

85,1

86,4

86,4

86,4**

78,7**

78,0**

Российская Федерация

89,3

90,4

90,7

91,5

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений,

в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения (процентов)

Ростовская область

20,40

20,10

19,79

19,80

19,80

20,10*

23,00*

24,50*

Российская Федерация

44,40

45,70

44,30

45,50

Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение,

в общем количестве образовавшихся твердых коммунальных отходов (процентов)

Ростовская область

5,4

5,0

10,0

7,9

11,9

Капитально отремонтировано

жилых домов за год (тыс. кв. метров общей площади)

Ростовская область

600,20

1 014,10

1 871,30

2 204,90

2 988,40

2 693,41

3 307,70

2 528,96

 

* Значения показателей приведены с учетом предельных значений показателей, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.

** С 2019 года значения показателей приведены с учетом предельных значений показателей регионального проекта «Чистая вода» (Ростовская область).

 

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных составляющих экономики, охватывающих многоотраслевой производственно-технический комплекс, обеспечивающий население жизненно важными услугами, определяющими качество жизни населения: жилищные условия, коммунальное обслуживание и развитие городской среды.

По итогам 2021 года завершено строительство 9 объектов водоснабжения в рамках реализации регионального проекта «Чистая вода», продолжается работа на пяти. Объем финансирования составил 2 034,9 млн рублей, в том числе средств федерального бюджета – 1 245,6 млн рублей.

Из объектов завершенного строительства: три реализованы с привлечением средств федерального бюджета – это IV этап Шахтинско-Донского водовода, водоснабжение ст. Грушевской и х. Веселый в Аксайском районе и магистральный водопровод в г. Новошахтинске. Шесть объектов построены и реконструированы за счет областного бюджета – объекты в г. Гуково, г. Донецке, г. Батайске, Шолоховском, Чертковском и Верхнедонском районах.

Продолжаются строительно-монтажные работы на объектах в г. Новошахтинске, Неклиновском, Аксайском, Цимлянском и Целинском районах.

В рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» на территории Ростовской области реализуются инвестиционные проекты по строительству 5 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов – МЭОКов (Волгодонской, Мясниковский, Неклиновский, Новочеркасский и Красносулинский). Три из них (Волгодонской, Мясниковский и Неклиновский МЭОК) начали работу в 2021 году.

Важную роль в улучшении жилищных условий населения играет своевременность и масштабность проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В 2021 году отремонтировано 838 многоквартирных домов, заменено 318 лифтов.

На территории Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства заключено 75 концессионных соглашений, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения – 50 концессионных соглашений, в сфере теплоснабжения – 25 концессионных соглашений. Общий объем инвестиций составляет 4,97 млрд рублей.

В 2022 году планируется заключить 4 концессионных соглашения, общий объем инвестиций составляет 1,0 млрд рублей.

Ключевые проблемы.

1. Высокий физический и моральный износ систем водо- и теплоснабжения; несовершенство применяемых технологий очистки и обеззараживания питьевой воды; высокий уровень потерь воды, тепла, электроэнергии.

В системе водоснабжения наблюдается высокая степень износа водопроводных сетей – 72,06 процента. Система теплоснабжения характеризуется высокой степенью износа и технологической отсталостью сетей теплоснабжения, а также значительным удельным весом потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии – 10,7 процента в 2021 году.

В большинстве населенных пунктов региона (за исключением г. Ростова-на-Дону, где уже осуществлен полный переход к обеззараживанию воды гипохлоритом натрия и ультрафиолетом) по-прежнему применяются устаревшие технологии очистки и обеззараживания питьевой воды, в частности, в качестве обеззараживающего реагента преимущественно используется жидкий хлор, характеризующийся высоким уровнем токсичности.

2. Низкая инвестиционная привлекательность объектов коммунального комплекса.

Низкая инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ в целом обусловлена, в первую очередь, высокой капиталоемкостью модернизации коммунальной инфраструктуры, долгим сроком окупаемости вложений, ограниченным сроком долгосрочных тарифов, высокими рисками и так далее.

3. Недостаточно эффективная работа управляющих организаций.

К факторам, влияющим на эффективность управляющих организаций, можно отнести:

низкий уровень платежной дисциплины управляющих организаций, что проявляется в их значительных долгах за коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями,

низкий уровень вовлеченности жителей в вопросы управления многоквартирным домом.

4. Недостаток кадров в сфере ЖКХ.

По результатам опроса представителей управляющих организаций всех регионов России, в управлении которых находятся от 1 до 500 домов, одна из главных проблем управляющих организаций – дефицит квалифицированных кадров (лишь у 5 процентов опрошенных нет потребности в новых сотрудниках). В Ростовской области, в частности, наблюдается нехватка квалифицированных руководителей управляющих организаций, сантехников, кровельщиков, теплотехников и электриков.

5. Отсутствие эффективной и безопасной системы обращения с отходами.

К факторам, сдерживающим развитие региональной системы обращения с отходами, можно отнести:

неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов (недостаточное количество современных экологических комплексов по переработке ТКО и, как следствие, низкая эффективность технических решений по утилизации и обезвреживанию отходов);

отсутствие сформированной системы сбора и накопления отходов, в том числе ТКО, образующихся в результате жизнедеятельности населения, а также деятельности предприятий);

отсутствие системы раздельного сбора и накопления ТКО (в том числе высокотоксичных отходов – ртутьсодержащих отходов, гальванических источников тока);

низкий уровень экологической культуры населения, в частности, культуры обращения с ТКО и, как следствие, недостаточное понимание важности вопросов в области обращения с отходами.

6. Значительный объем жилищного фонда, нуждающегося в капитальном ремонте.

В структуре жилищного фонда существенный объем занимает жилье, нуждающееся в ремонте крыш и фасадов, замене лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, усилении грунтов оснований фундаментов и несущих конструкций, замене внутридомовых инженерных коммуникаций.

Более 30 процентов жилищного фонда Ростовской области составляют многоквартирные дома, построенные во второй половине прошлого века, имеющие значительный процент физического износа и требующие капитального ремонта. В 1990-е годы вопросом капитального ремонта многоквартирных домов в полной мере не занимались вследствие высокой капиталоемкости восстановления и отсутствия политической воли, необходимой для решения данного вопроса.

В Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 – 2049 годы по состоянию на 2021 год включено 18 578 домов / 161 467 систем, подлежащих капитальному ремонту.

7. Недостаточное информирование граждан о деятельности поставщиков жилищно-коммунальных услуг, управляющих компаний.

Ключевые тренды.

1. Повышение заинтересованности квартиросъемщиков в выработке и принятии грамотных управленческих решений в сфере ЖКХ домов, в которых они проживают.

Одной из актуальных тенденций развития ЖКХ во всем мире является привлечение внимания квартиросъемщиков к жилищно-коммунальным проблемам домов, в которых они арендуют помещения. Так, например, в Швеции широко распространено движение квартиросъемщиков, основная деятельность которых заключается в мониторинге цен и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также во взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти и защите своих прав в суде.

В Швеции действует несколько союзов и ассоциаций квартиросъемщиков, общая численность которых более сотни тысячи человек. Для привлечения популяризации этого направления развития ЖКХ применяются две модели: модель «скидки» и модель «амортизации». Модель «скидки» предполагает возможность выбора тех услуг, в которых нуждается квартиросъемщик, посредством чего затем пропорционально рассчитывается квартплата. Принцип использования модели «амортизации» выражен в том, что чем бережнее квартиросъемщик относится к своему жилью, тем меньше платит.

Во всем мире с каждым годом по причине стабильного удорожания жилья доля квартиросъемщиков в общем количестве жителей домов и квартир увеличивается. В результате этого явления создание ассоциаций и союзов квартиросъемщиков положительно скажется на развитие ЖКХ.

2. Распространение современных «умных» систем в сфере ЖКХ.

Основой для развития интеллектуальных систем в сфере ЖКХ являются концепции «Умные сети» (коммуникации) и «Умный дом».

Концепция «Умный дом» представляет собой систему, позволяющую объединить все коммуникации дома в единый центр, который программируется и настраивается под индивидуальные потребности и пожелания жильцов. Данная система предоставляет возможность полноценного круглосуточного удаленного мониторинга и управления всеми системами дома через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Концепция «Умные сети» (коммуникации), представляет собой систему своевременного обследования и определения оперативных технических решений с применением современных технологий, благодаря которым надежность и эффективность тепло- и водоснабжения выводится на новый уровень.

3. Рост частных инвестиций в сфере ЖКХ.

В коммунально-энергетической инфраструктуре продолжается активный рост инвестиций в проекты ГЧП. По состоянию на начало 2022 года реализуется 2 720 проектов с общим объемом инвестиций на сумму 1 050,9 млрд рублей (из которых 985,2 млрд рублей – объем частных инвестиций).

Для ускорения роста инвестиций в сферу ЖКХ в России на федеральном уровне проводится работа по совершенствованию нормативной базы, направленной на создание институциональных условий для привлечения частных инвестиций в ЖКХ. В частности, совершенствуется концессионная нормативная база – на сегодняшний день принято более 30 соответствующих нормативно-правовых актов. Кроме того, законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях усовершенствовано таким образом, что все концессионные соглашения должны предусматривать целевые показатели для инвесторов. Таким образом, передача коммунальных объектов в концессию позволит решить сразу 2 глобальные задачи – обеспечить население качественными коммунальными услугами, не повышая их стоимость, и реализовать экономический потенциал коммунальной сферы.

Система целей и механизм реализации.

Динамические цели.

1. Обеспечение бесперебойности и рост качества жилищно-коммунальных услуг.

Индикатор 1. Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения области:

2021 год – 78,0 процента;

2024 год – 81,6 процента;

2030 год – 83,8 процента.

Индикатор 2. Количество аварий в сфере ЖКХ:

2021 год – 1 456 единиц;

2024 год – 1 257 единиц;

2030 год – 903 единицы.

2. Сокращение негативного влияния сферы ЖКХ на окружающую среду.

Индикатор 3. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения:

2021 год – 24,5 процента;

2024 год – 30,0 процента;

2030 год – 45,0 процента.

Индикатор 4. Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, в общем количестве образовавшихся твердых коммунальных отходов:

2021 год – 11,9 процента;

2024 год – 6,0 процента;

2030 год – 51,2 процента.

3. Увеличение доли отремонтированных систем в многоквартирных домах (МКД) в общей структуре МКД, подлежащих капитальному ремонту.

Индикатор 5. Доля отремонтированных систем в многоквартирных домах (МКД) в общей структуре МКД, подлежащих капитальному ремонту:

2021 год – 7,2 процента;

2024 год – 12,9 процента;

2030 год – 23,5 процента.

Структурная цель.

1. Внедрение в жилищно-коммунальную сферу региона интеллектуальных решений.

Приоритетные задачи и мероприятия.

Задача 1. Повышение уровня санитарно-технического состояния водопроводных и канализационных сетей и качества очистки питьевой воды.

Мероприятие 1.1. Строительство и реконструкция сооружений механической и биологической очистки сточных вод, в том числе локальных.

Мероприятие 1.2. Проведение профилактических промывок водопроводных и канализационных сетей и сооружений, сокращение аварийности канализационных систем.

Мероприятие 1.3. Внедрение прогрессивных технологий обеззараживания питьевой воды (гипохлорит натрия, ультрафиолетовое обеззараживание и так далее) на всей территории Ростовской области.

Мероприятие 1.4. Внедрение энергосберегающего оборудования на объектах тепло-, водоснабжения и водоотведения (на принципах ГЧП).

Задача 2. Развитие конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Мероприятие 2.1. Оптимизация стоимости объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.

Мероприятие 2.2. Развитие кредитования строительства коммунальной инфраструктуры, переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры.

Задача 3. Повышение эффективности функционирования управляющих компаний.

Мероприятие 3.1. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

Мероприятие 3.2. Проведение ежегодного рейтинга управляющих компаний Ростовской области.

Задача 4. Устранение дефицита кадров в ЖКХ.

Мероприятие 4.1. Реализация дополнительных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ЖКХ.

Мероприятие 4.2. Повышение производительности труда в сфере ЖКХ (повышение технического уровня деятельности и улучшение организации труда на предприятиях в сфере ЖКХ).

Задача 5. Повышение эффективности региональной системы обращения с отходами.

Мероприятие 5.1. Строительство 5 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов и определение региональных операторов.

Мероприятие 5.2. Организация системы раздельного сбора и транспортировки отходов (в том числе высокотоксичных отходов – ртутьсодержащих отходов и гальванических источников тока).

Мероприятие 5.3. Повышение уровня заинтересованности населения в решении вопросов в области обращения с отходами (в частности, создание экономических стимулов для рационального обращения с ТКО).

Мероприятие 5.4. Внедрение принципов экономики замкнутого цикла и вовлечение отходов во вторичный оборот.

Задача 6. Снижение объема жилищного фонда, нуждающегося в капитальном ремонте.

Мероприятие 6.1. Проведение капитального ремонта многоквартирного жилищного фонда.

Мероприятие 6.2. Применение энергосберегающих технологий при выполнении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Мероприятие 6.3. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Задача 7. Повышение уровня информированности граждан в сфере ЖКХ.

Мероприятие 7.1. Освещение в СМИ изменений жилищного законодательства.

Мероприятие 7.2. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, форумов, «круглых столов», выставок.

Мероприятие 7.3. Подготовка и издание методических и информационных материалов, позволяющих населению лучше понять принципы управления домами, ориентироваться на рынке жилищных услуг и принимать эффективные решения, направленные на улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

Стратегическая проектная инициатива 1 «Умное» ЖКХ».

Возможность:

формирование в Ростовской области качественно нового и технологичного жилищного фонда.

Основные параметры:

1. Цифровизация и внедрение технологических решений в рамках концепции «Умные сети».

1.1. Внедрение интегрированного набора решений, повышающих эффективность систем тепло- и водоснабжения за счет определения утечек в сетях еще на ранней стадии.

1.2. Внедрение интеллектуальных инженерных сооружений систем водо- и теплоснабжения, повышающих качество управления сетями: открытая система управления станциями, эффективная система управления электродвигателями, связь с контрольно-измерительными приборами, телеметрическая система, система центрального диспетчерского управления и сбора данных и так далее.

2. Увеличение доли частных инвестиций в сферу ЖКХ в 2024 году до 15 процентов, в 2030 году – до 30 процентов (посредством развития концессионной модели в сфере ЖКХ).

3. Создание регионального банка «умных» решений в сфере ЖКХ.

4. Внедрение цифровых сервисов для граждан в области жилищно-коммунального хозяйства, увеличение доли онлайн-платежей за жилищно-коммунальные услуги.

5. Повышение уровня удовлетворенности граждан качеством жилищно-коммунальных услуг.

6. Создание условий для системного повышения комфорта городской среды на территориях муниципальных образований Ростовской области и, как следствие, увеличение количества благоустроенных общественных территорий до 883 единиц в 2024 году.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения