В2.11. Безопасность общества
Состояние и тенденции развития.
Для обеспечения комфортной, привлекательной среды проживания в регионе необходимым является осуществление комплексной деятельности по повышению уровня безопасности жизнедеятельности населения.
В связи с тем, что безопасность общества является комплексной и многогранной сферой, для оценки текущего состояния выбраны наиболее важные показатели, характеризующие сферу с двух аспектов: противодействие преступности, а также предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Динамика ключевых показателей сферы безопасности общества Ростовской области в 2014 – 2021 годах представлена в таблице № 27.
Таблица № 27
ДИНАМИКА
ключевых показателей сферы
безопасности общества Ростовской области в 2014 – 2021 годах
Наименование параметра |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Зарегистрировано преступлений (по основным видам) (тыс. единиц) |
||||||||
Ростовская область |
54,1 |
62,3 |
57,7 |
59,1 |
55,4 |
60,9 |
61,8 |
58,5 |
Место РО в РФ |
77-е |
75-е |
78-е |
80-е |
79-е |
80-е |
81-е |
– |
Количество населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях (человек) |
||||||||
Ростовская область |
441 |
30 |
135 |
648 |
50 |
61 |
648 |
635 |
Доля РО в РФ (процентов) |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
– |
– |
– |
– |
– |
Место РО в РФ |
8-е |
18-е |
15-е |
– |
– |
– |
– |
– |
В 2021 году оперативная обстановка в Ростовской области в сфере противодействия терроризму отличалась напряженностью и насыщенностью, оставаясь стабильной и контролируемой. Определяющее влияние на ее развитие оказали:
деятельность международных террористических организаций (далее – МТО) по формированию в Ростовской области законспирированных ячеек, прежде всего из числа мигрантов и молодежи, в целях совершения преступлений террористической направленности, либо оказания террористам пособнической помощи;
наращивание вербовочной работы сторонниками МТО, которые используют нерешенные социально-экономические и межнациональные проблемы для вовлечения жителей региона и мигрантов в террористическую деятельность;
возможность совершения террористических актов в отношении объектов социальной инфраструктуры, транспортного комплекса и в местах массового пребывания людей;
нарастание угрозы вовлечения молодежи в ряды радикальных экстремистских сообществ, таких как «колумбайн» («скулшутинг») и «сватинг», а также попытки совершения ими преступлений, схожих по форме с террористическими актами;
выезд жителей Ростовской области за пределы Российской Федерации для участия в боевых действиях на стороне МТО, их возможное возвращение в регион;
поиск террористами новых каналов получения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
поиск источников финансирования террористической деятельности, в том числе с использованием закрытых сегментов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и зарубежных финансовых платформ;
угрозы проникновения с территории Украины на территорию Ростовской области диверсионно-террористических групп вооруженных сил Украины и отдельных лиц с целью подготовки и совершения диверсионно-террористических актов на объектах транспорта, транспортной инфраструктуры, промышленности, энергетики, социально-значимых и военных объектах;
осуществление массовых анонимных рассылок сообщений об угрозах совершения террористических актов с использованием IP-телефонии и электронной почты.
С учетом выявленных угроз правоохранительными органами региона организован и реализуется комплекс мероприятий по выявлению и пресечению деятельности ячеек МТО и украинских спецслужб, осуществляющих вербовку информаторов, рекрутов, финансирование террористической и экстремистской деятельности, укрытие и легализацию лиц, вынашивающих террористические устремления.
В 2021 году выявлено 30 преступлений террористической направленности, что на 29 процентов меньше показателя 2020 года (42 преступления).
В рамках блока, связанного с чрезвычайными ситуациями, в Ростовской области в 2020 году зарегистрировано 648 человек, пострадавших в чрезвычайных ситуациях. В 2021 году число пострадавших снизилось до 635 человек. В целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации проведено дооснащение сил и средств современным оборудованием и техникой, создание современных систем оповещения, информирования населения и вызова экстренных служб (система – 112), внедрение и развитие АПК «Безопасный город».
Ключевые проблемы.
Преступность.
1. Сохранение значительного числа уличных преступлений.
Начиная с 2014 года уровень уличной преступности практически не изменился. В 2014 году на улицах городов и сельских поселений совершено 12 769 преступлений, в 2021 году – 12 328 преступлений. Эта проблема усугубляется невозможностью увеличения численности сотрудников органов внутренних дел.
2. Сохранение значительной распространенности наркомании.
Наблюдался прирост выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+3,4 процента; 5,5 тыс.; ЮФО: + 2 процента; Российская Федерация: - 0,2 процента). По итогам января-декабря 2021 года уровень преступности в Ростовской области продолжает оставаться высоким (1 399,9 деяния на 100 тыс. населения; ЮФО: 1 151,3 деяния; Российская Федерация: 1 374,0 деяния).
3. Сложные социально-экономические условия жизни населения.
Сохраняется достаточно высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума: так, в 2021 году в Ростовской области уровень бедности составлял 12,0 процента (51-е место в России). Сложное материальное положение достаточно часто является причиной для противоправных действий.
Чрезвычайные ситуации.
4. Недостаточное оснащение отдельных пожарных частей современной техникой, оборудованием, снаряжением для оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области и обеспечения полного охвата территории противопожарным прикрытием.
5. Недостаточный охват системой оповещения и экстренного информирования населения области при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Ростовской области.
В Ростовской области ежегодно возникает более 13 000 пожаров, техногенных и природных, 0,3 процента населения области не обеспечено противопожарным прикрытием в соответствии с установленными временными нормативами прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова.
С целью снижения масштаба последствий и количества пострадавших при возникновении крупномасштабных ЧС необходима современная система оповещения и экстренного информирования населения Ростовской области.
6. Недостаточно отработана система возмещения ущерба пострадавшим от природных и техногенных пожаров жителям Ростовской области.
В результате ЧС природного и техногенного характера 70 процентов техногенных пожаров возникает в жилом секторе, ежегодно около 500 пожаров наносят серьезный вред жилью граждан, в которых от 100 до 150 случаев отмечается полная утрата (гибель) жилых помещений.
Терроризм и экстремизм.
7. С учетом развития обстановки, а также угрозообразующих факторов, влияющих на обстановку в области противодействия терроризму в регионе, приоритетными направлениями деятельности и основными задачами по итогам анализа деятельности 2021 году были следующие:
повышение эффективности деятельности в области противодействия терроризму путем выявления и устранения причин и условий формирования террористических угроз, прежде всего в муниципальных образованиях, где обстановка имеет предпосылки к осложнению;
максимальное задействование, с учетом компетенции, потенциала всех координируемых структур, участвующих в деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
повышение эффективности использования результатов мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму, для своевременного принятия действенных мер по устранению (локализации) выявленных причин, условий и обстоятельств формирования террористических угроз;
совершенствование деятельности региональных и муниципальных субъектов профилактики по реализации Комплексного плана, обеспечение адресности и индивидуального подхода в профилактической работе с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние, в том числе путем применения индивидуального подхода в работе с ними по формированию у них антитеррористического сознания;
активизация профилактической деятельности субъектов противодействия терроризму в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством подготовки и размещения востребованных материалов антитеррористического характера, учитывающих особенности целевой аудитории;
обеспечение надлежащего исполнения правообладателями комплекса мер, предусмотренного требованиями к антитеррористической защищенности их объектов (территорий), в первую очередь социально значимых, объектов транспорта, промышленности, энергетики, а также мест массового пребывания людей;
организация на системной основе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обучению сотрудников, ответственных за реализацию мероприятий по противодействию терроризму, а также иных лиц, принимающих участие в указанной деятельности;
совершенствование методического обеспечения деятельности муниципальных антитеррористических комиссий и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
усиление контроля за исполнением поручений Национального антитеррористического комитета и антитеррористической комиссии Ростовской области посредством принятия мер по повышению персональной ответственности должностных лиц.
Ключевые тренды.
1. Рост масштабов внедрения современных технологий в системы безопасности общества.
С учетом развития технологий различные системы безопасности внедряются в повседневную жизнь населения. Вместе с тем все они основаны на системах видеонаблюдения. К примеру, для противодействия квартирным кражам используется система онлайн-наблюдения или система движения, выдающие сигнал тревоги и блокирования дверей и окон.
Также активно входят в эксплуатацию новые высокотехнологичные образцы средств пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, средств спасения и оперативного реагирования при возникновении катастроф и стихийных бедствий. В ближайшее время в России будет осуществляться переход на роботизированные средства по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Активизация борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Антитеррористической комиссией Ростовской области (далее – АТК) в рамках функции по координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти ежеквартально проводятся заседания, на которых вырабатываются меры по повышению эффективности деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму, контроль за исполнением которых осуществляется аппаратом АТК. Все вырабатываемые АТК решения основываются на данных проводимого мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в сфере общегосударственной системы противодействия терроризму в строгом соответствии с поручениями и Национального антитеррористического комитета (далее – НАК), а также рекомендациями аппарата НАК.
3. Рост запроса на личную и общественную безопасность.
В условиях увеличения уровня преступности в регионе возрастает естественная необходимость на личную безопасность каждого жителя области. Появление новых видов преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий внесло свои коррективы в структуру преступности. В 2020 году в регионе выявлено 13 403 таких преступления, что составило 21,7 процента от общего количества преступлений. Учитывая сложность раскрытия и профилактики, прогнозируется значительный рост такого вида преступлений, в большинстве своем носящих мошеннический характер, в течение 5 лет.
Система целей и механизм реализации.
Динамические цели.
1. Снижение уровня преступности в регионе
Индикатор 1. Снижение числа зарегистрированных преступлений:
2021 год – 58 538 единиц;
2024 год – снижение на 8,3 процента к 2021 году;
2030 год – снижение на 8,9 процента к 2021 году.
2. Снижение численности населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.
Индикатор 2. Снижение численности населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях:
2021 год – 635 человек;
2024 год – снижение на 55,9 процента к 2021 году;
2030 год – снижение на 60,6 процента к 2021году.
3. Уменьшение количества зарегистрированных преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом.
Индикатор 3. Уменьшение количества зарегистрированных преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом:
2021 год – 30 зарегистрированных преступлений;
2024 год – снижение на 3,3 процента к 2021 году;
2030 год – снижение на 6,7 процента к 2021 году.
Структурная цель.
1. Повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения.
Индикатор 4. Модернизация региональной системы оповещения (процент от оповещаемого населения действующей региональной системой оповещения):
2021 год – 62,9 процента;
2024 год – 65,0 процента;
2030 год – 100,0 процента.
Индикатор 5. Повышение уровня пожарной безопасности и обеспечение населения противопожарным прикрытием в соответствии с установленными временными нормативами прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова (процентов от количества населения Ростовской области):
2021 год – 99,7 процента;
2024 год – 99,8 процента;
2030 год – 100,0 процента.
Приоритетные задачи и мероприятия.
Задача 1. Использование системы АПК «Безопасный город» в профилактике и раскрытии уличных преступлений.
Мероприятие 1.1. Обеспечение включения Ростовской области в федеральный проект развития АПК «Безопасный город».
Задача 2. Воспитание гражданской ответственности и толерантности, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Мероприятие 2.1. Проведение на системной и регулярной основе работы с привлечением видных деятелей культуры, науки, авторитетных представителей общественности, информационного сообщества, конфессий и национальных общин по разъяснению сути противоправной деятельности лидеров экстремистских организаций.
Мероприятие 2.2. Размещение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи.
Задача 3. Совершенствование системы профилактики правонарушений.
Мероприятие 3.1. Развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;
Мероприятие 3.2. Осуществление мониторинга в сфере профилактики правонарушений;
Мероприятие 3.3. Правовое просвещение и правовое информирование в сфере профилактики правонарушений;
Мероприятие 3.4. Социальная адаптация лиц, склонных к совершению правонарушений;
Мероприятие 3.5. Ресоциализация лиц, совершивших правонарушения;
Мероприятие 3.6. Социальная реабилитация лиц, склонных к совершению правонарушений.
Задача 4. Достижение и поддержание необходимого уровня защищенности населения Ростовской области от угроз криминального характера.
Мероприятие 4.1. Повышение эффективности профилактики безнадзорности, социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних лиц с различными формами и степенью девиации.
Мероприятие 4.2. Противодействие незаконной миграции, предупреждение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
Мероприятие 4.3. Развитие народных дружин и иных объединений правоохранительной направленности; принятие мер для оказания содействия в расширении волонтерского антинаркотического движения, поддержки негосударственных, в том числе общественных.
Мероприятие 4.4. Профилактика преступлений на предприятиях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, а также совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Мероприятие 4.5. Организация работы по созданию на территориях муниципальных образований оптимального количества участковых пунктов полиции с выделением служебных помещений для работы участковых уполномоченных полиции.
Задача 5. Обеспечение разработки и реализации программы по организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Ростовской области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Мероприятие 5.1. Разработка и реализация программы по организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Ростовской области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Мероприятие 5.2. Популяризация безопасной жизнедеятельности среди жителей Ростовской области.
Задача 6. Повышение уровня обеспеченности социальных, промышленных и транспортных объектов оборудованием для антитеррористической защищенности и формирование системы действий населения при возникновении террористической угрозы.
Мероприятие 6.1. Организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий выполнения требований антитеррористической защищенности социальными, транспортными и промышленными предприятиями.
Мероприятие 6.2. Разработка и внедрение базового прикладного курса подготовки населения способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта, угрозы его совершения и минимизации морально-психологических последствий террористического акта.
Стратегическая проектная инициатива 1 «Безопасный Дон».
Возможность:
стать одним из лидеров среди регионов России по обеспечению общественной безопасности.
Основные параметры:
1. Создание непрерывной зоны контроля и видеодокументирования на объектах общественной и стратегической значимости, в том числе видеопатрулирование участков железных дорог, трубопроводов и водных акваторий.
2. Широкомасштабное применение беспилотных летательных аппаратов, в том числе в целях высотного наблюдения при проведении культурно-массовых, общественно-политических и спортивных мероприятий, выявления преступлений и административных правонарушений, обеспечения связи и управления наземными нарядами полиции.
3. Организация взаимодействия с правоохранительными и надзорными органами по созданию системы блокирования мошеннических действий при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами.
4. Разработка системы анализа и предупреждения правонарушений в общественных местах на основе технологий больших данных, а также внедрение систем идентификации конкретного человека в большом объеме голосового трафика («верификация по голосу») или на камерах видеонаблюдения («распознавание лица»).
5. Создание и внедрение системы анализа и предупреждения пожароопасных ситуаций на основе технологий больших данных, позволяющих анализировать ретроспективные данные и данные в режиме «реального времени» о возгораниях в каждом из сегментированных квадратов территории, включая использование многокритериального статистического анализа риска возникновения пожаров (степень защищенности зданий от огня, наличие неблагополучных семей, демографические и геологические данные).