В3.1. Транспорт
Состояние и тенденции развития.
Ростовская область обладает выгодным транспортно-логистическим положением и мощным потенциалом развития транспортной инфраструктуры. Региональная транспортная система объединяет все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (морской и внутренний водный), а также воздушный. Показатели, характеризующие текущее состояние транспорта Ростовской области, представлены в таблице № 28.
Таблица № 28
ДИНАМИКА
ключевых показателей
развития транспорта Ростовской области в 2014 – 2021 годах
Наименование параметра |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Грузооборот транспорта общего пользования (млрд тонно-километров) |
||||||||
Ростовская область |
52,4 |
52,5 |
54,6 |
54,7 |
58,6 |
59,5 |
61,8 |
61,9 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования (млрд пассажиро-километров) |
||||||||
Ростовская область |
11,8 |
10,9 |
9,3 |
8,7 |
9,8 |
10,9 |
6,7 |
7,1 |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) |
||||||||
Ростовская область |
20,90 |
15,90 |
16,90 |
14,13 |
13,20 |
10,50 |
10,30 |
10,20 |
Валовое потребление природного газа в качестве моторного топлива (млн куб. метров) |
||||||||
Ростовская область |
29,6 |
30,6 |
32,1 |
33,4 |
35,5 |
50,0 |
66,1 |
93,8 |
Количество объектов газозаправочной инфраструктуры, реализующих природный газ в качестве моторного топлива (единиц) |
||||||||
Ростовская область |
11 |
11 |
11 |
11 |
14 |
21 |
33 |
41 |
В Ростовской области наблюдается устойчивый рост всех показателей работы региональной транспортной системы. Основной вклад в грузооборот транспорта общего пользования вносит железнодорожный транспорт, на который стабильно приходится порядка 70,0 процента суммарного грузооборота.
В перспективе наибольший рост объемов железнодорожных грузоперевозок прогнозируется по продукции угольной и нефтеперерабатывающей промышленности ввиду реализации ряда инвестиционных проектов в этих отраслях.
Более 50 процентов совокупного пассажирооборота региона приходится на железнодорожный транспорт с тенденций на увеличение его доли, несмотря на сокращение общей величины пассажиропотока в условиях пандемии.
ОАО «РЖД» уделяет большое внимание развитию железнодорожной инфраструктуры. Только за последние 10 лет компанией на территории Ростовской области реализованы инвестиционные проекты на общую сумму порядка 87,6 млрд рублей.
Относительно важнейшего показателя в сфере транспорта «Смертность от дорожно-транспортных происшествий», необходимо отметить, что в Ростовской области его значение устойчиво снижается: за период 2014 – 2021 годов смертность на дорогах снизилась более чем в 2 раза, или на 51,2 процента.
Газозаправочная инфраструктура в Ростовской области – одна из самых развитых на территории Российской Федерации. Регион включен в пилотный проект развития рынка газомоторного топлива на 2018 – 2021 годы. В рамках этого проекта по итогам 2021 года на Дону введена в эксплуатацию 41 автомобильная газонаполнительная компрессорная станция.
Распоряжением Правительства РФ от 23.08.2021 № 2290-р утверждена Концепция развития производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2021 № 3835-р утвержден перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года. В данный перечень включены: автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 «Дон» (первая очередь) и Ростовская область (вторая очередь).
В 2022 году в Ростовской области на автомобильной дороге М-4 «Дон» планируется строительство 8 объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта с возмещением части затрат на приобретение оборудования и технологическое присоединение к электрическим сетям за счет бюджетных средств.
Ключевые проблемы.
Автомобильный транспорт.
1. Несоответствие пропускной способности существующей сети автомобильных дорог фактической интенсивности движения (дефицит пропускной способности).
В Ростовской области значительная часть автомобильных дорог работает в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки. На конец 2021 года протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составила 493,2 километра или 6,5 процента от общей протяженности соответствующих дорог (2-е место в Южном федеральном округе после Краснодарского края).
К числу основных причин перегрузки дорог, особенно в период летних «пиковых» нагрузок, относятся:
отсутствие дорог, дублирующих основные въезды в г. Ростов-на-Дону и другие крупные населенные пункты;
недостаточное количество обходов для вывода транзитного транспорта из г. Ростова-на-Дону и других городов и муниципальных образований области;
наличие множества пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне.
Вместе с тем протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонны, в области сравнительно высока. На конец 2021 года она составила 723,4 километра, что соответствует 6-му месту среди регионов России.
2. Несоответствие существующей сети автомобильных дорог необходимым эксплуатационным показателям (нормативным требованиям).
Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности соответствующих дорог Ростовской области в 2021 году составила 53,7 процента, что выше, чем в среднем по России (45,8 процента) и по Южному федеральному округу (47,2 процента), однако значительно ниже, чем в регионах-лидерах по данному показателю (например, в Ставропольском крае – 76,9 процента, в Краснодарском крае – 70,2 процента).
Удельный вес автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в Ростовской области составил 69,4 процента в 2021 году, что также выше среднероссийского значения (57,6 процента), но ниже уровня регионов-лидеров по данному показателю (например, Республика Адыгея – 89,8 процента, Мурманская область – 88,9 процента, Белгородская область – 87,8 процента, Краснодарский край – 80,0 процента).
3. Низкая эффективность пригородного и междугородного сообщения автомобильным транспортом общего пользования.
В последние годы в Ростовской области снижается спрос на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом. Так, если в 2015 году пассажирооборот автобусным транспортом общего пользования составлял 3,4 млрд пассажиро-километров, то в 2021 году – 2,5 млрд пассажиро-километров. Снижение привлекательности пассажирских перевозок общественным транспортом обусловлено рядом факторов, среди которых несогласованность маршрутного сообщения между отдельными видами транспорта, высокий износ подвижного состава пассажирских перевозок. Сопутствующей тенденцией является повышение уровня автомобилизации населения.
4. Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду.
Автомобильный транспорт занимает лидирующие позиции с точки зрения ущерба, наносимого окружающей среде, это основной источник загрязнения атмосферы. На его долю приходится более 90 процентов загрязнения воздуха, чуть меньше 50 процентов шумового воздействия, а также около 65 – 68 процентов влияния на климат.
Постоянное повышение экологических требований предопределяет необходимость совершенствования двигательных систем: происходит активный отказ от бензиновых и дизельных двигателей. Развивается концепция электрификации транспортных средств (например, электромобили, полностью электрические самолеты), распространяются альтернативные виды топлива (например, водород, природный газ, синтетическое топливо). Параллельно с этим в мире развиваются системы обслуживания транспортных средств, использующих альтернативное топливо.
В некоторых странах реализуются государственные программы по стимулированию перехода на электротранспорт, включающие такие меры, как ужесточение требований к топливным стандартам и выхлопным газам; субсидирование приобретения электромобилей; дифференцированные ставки налогов на транспортные средства на основе количества выбросов / экономии топлива; развитие инфраструктуры, в том числе зарядных станций и другое.
Железнодорожный транспорт.
1. Недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры, которая не соответствует перспективным грузо- и пассажиропотокам.
Текущий уровень развития инфраструктуры основных железнодорожных направлений Ростовской области не соответствует перспективным грузо- и пассажиропотокам. Плотность железнодорожных путей общего пользования в Ростовской области на конец 2020 года составила 188,0 километра на 10 000 квадратных километров территории, что соответствует 22-му месту среди субъектов Российской Федерации. Вместе с тем по показателям отправки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования регион занимает значительно более высокие позиции (15-е и 11-е место в России соответственно). Потенциал железнодорожного транспорта сдерживается неразвитостью сети железных дорог, особенно в северо-восточных районах Ростовской области.
2. Высокий уровень износа основных фондов железнодорожного транспорта.
В первостепенном порядке требуют обновления подвижной состав, объекты путевого хозяйства, ремонтная база железнодорожного транспорта. Модернизация сдерживается недостаточной инвестиционной привлекательностью отрасли.
3. Спад объемов пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
В последние годы в Ростовской области снижается спрос на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Так, если в 2015 году количество отправлений пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении составило 14,3 млн человек, то в 2021 году – 8,4 млн пассажиров (снижение на 58,7 процента). В первую очередь эта тенденция обусловлена повышением уровня автомобилизации населения.
Водный транспорт.
1. Малые глубины судоходных путей, проходящих через Ростовскую область.
Основной проблемой, препятствующей использованию водного потенциала Ростовской области, являются малые глубины водных путей, вызванные ухудшением их состояния, в том числе обмелением и заносимостью.
На фоне маловодности рек в 2009 – 2021 годах значительно снизилась пропускная способность флота и безопасность плавания судов. По прогнозам Росгидромета, и далее ожидается длительный маловодный период. Сегодня водность нижнего Дона напрямую зависит от сброса воды из Цимлянского водохранилища, которое контролирует 75 процентов стоков Донского бассейна. В условиях, когда приток воды значительно ниже нормы, расход воды необходимо снижать. Идут процессы разрушения берегов и заиления русла, загрязнения водохранилища сточными водами, интенсивное развитие сине-зеленых водорослей.
Затяжное маловодье последних лет ухудшило условия судоходства и в устье Дона: снижаются глубины в акваториях морских портов Ростова-на-Дону и Азова. Существующие глубины не позволяют заходить в порты морским судам грузоподъемностью более 3 – 5 тыс. тонн.
Малые глубины сдерживают развитие пассажирского судоходства в Ростовской области. Слабо развиты туристические перевозки по реке Дон и Таганрогскому заливу Азовского моря. Почти прекращены круизные перевозки на Москву, Санкт-Петербург, волжские города.
2. Несоответствие технического состояния значительной части флота смешанного (река – море) плавания современным требованиям и нехватка судов смешанного (река – море) плавания под российским флагом.
В Ростовской области значительно возросло число судов, возраст которых превышает 30 лет. Такие суда имеют очень высокие риски в отношении безопасности плавания, жизни экипажа и сохранности груза. В зимних условиях они значительно замедляют скорость движения ледового каравана, а иногда полностью его останавливают, отвлекая силы на оказание им помощи.
Одновременно большая часть судов, вывозящих зерно из Ростовской области, ходит под иностранным флагом. Такие суда не имеют права ходить вверх по течению реки Дон и могут работать только в акватории Азовского моря. В этой связи порты, расположенные вверх по Дону, работают в качестве накопителей, что обусловливает необходимость двойной перевалки и рост затрат на логистику. Актуальной проблемой становится нехватка малотоннажных судов смешанного (река – море) плавания для перевозки зерна под российским флагом.
3. Ненадлежащее состояние инфраструктуры для пассажирского судоходства в Ростовской области.
В регионе пришла в упадок или полностью отсутствует береговая сервисная инфраструктура, включая причальные сооружения и пляжи. Существующие гидротехнические сооружения не соответствуют техническим, безопасным и эстетическим требованиям и не пригодны для обслуживания пассажиров. Более того, отсутствует современный пассажирский речной флот. Данные факторы сдерживают развитие пассажирского судоходства и водного туризма в области, в том числе туристических перевозок по реке Дон и Таганрогскому заливу Азовского моря.
Воздушный транспорт.
1. Отсутствие воздушного сообщения на внутрирегиональных воздушных линиях.
Отсутствие платежеспособного спроса на внутрирегиональные воздушные перевозки и несовершенство нормативно-правового регулирования привели к тому, что в Ростовской области, как и в целом в России, практически исчез парк малой авиации. Наземная инфраструктура аэропортов регионального значения (аэровокзалы, взлетно-посадочные полосы аэродромов, обеспечивающие службы), находящихся на территории Ростовской области (аэропорт «Белая Калитва», аэропорт «Вешенская», аэропорт «Волгодонск»), деградировала и непригодна для перевозок пассажиров и грузов. Работающие аэропорты внутрирегиональных воздушных линий в Ростовской области отсутствуют. Региональный воздушный флот малой авиации устарел и неэкономичен.
2. Недостаточный уровень регионального авиационного сообщения между городами Юга России.
Для Российской Федерации в целом характерен недостаточный уровень развития региональной авиации. Большая доля региональных рейсов осуществляется с пересадкой в московском авиационном узле (это касается даже полетов в соседние области), что обусловливает повышенную стоимость и неудобство межрегиональных авиаперелетов для населения. Так, например, рейсы из г. Ростова-на-Дону в г. Краснодар, г. Ставрополь, г. Астрахань и другие города Юга России осуществляются с пересадкой в Москве, в том числе с остановкой на ночь. В этой связи одним из приоритетных направлений повышения транспортной доступности территории Российской Федерации является децентрализация маршрутной сети авиационных перевозок. Ожидается, что уже к 2024 году доля региональных рейсов без пересадки в Москве на внутрироссийском рынке может достичь 50,0 процента от общего объема внутренних перевозок.
В контексте развития прямых межрегиональных рейсов и создания полноценного аэропортового хаба на базе аэропорта Ростов-на-Дону (Платов) Ростовской области необходим базовый авиаперевозчик с базированием не менее 10 воздушных судов. На этапе становления для авиакомпании актуальны вопросы обеспечения стабильной работы, выхода на безубыточность и полную проектную мощность (2 – 3 млн пассажиров ежегодно).
Ключевые тренды.
1. Внедрение автоматизированных, интеллектуальных транспортных систем и новых систем управления в сфере транспортной инфраструктуры.
Внедрение цифровых технологий, «Интернета вещей» и искусственного интеллекта в сферу транспорта – глобальный тренд, меняющий парадигму мировой транспортной системы. ИКТ-технологии выводят сферу управления транспортом на качественно новый уровень. Обеспечивается безопасность и предсказуемость перевозочного процесса. Минимизируются заторы за счет заблаговременного перенаправления транспортных потоков, оптимизации маршрутов следования и исключения «человеческого фактора». Повышается емкость и пропускная способность транспортной системы на 15 – 20 процентов без привлечения капитальных вложений в строительство и реконструкцию инфраструктуры.
Уникальным элементом интеллектуальных транспортных систем являются «умные» дороги – комплексные системы, реализующие концепцию взаимодействия человека и транспорта с дорогой и самой дороги с окружающей средой (способны обеспечить генерацию электроэнергии, беспроводную зарядку электроавтомобиля, защиту от мороза и таяния снега и тому подобное).
Основной причиной аварии на транспорте в 95 процентах случаев является человеческий фактор. Его нивелирование возможно за счет широкого внедрения технологий автономного вождения и систем помощи водителю. По данным исследования Intel и Strategy Analytics, проведенного в начале 2017 года, переход на автономные машины за период 2035 – 2045 годов сохранит полмиллиона жизней людей по всему миру.
Кроме того, в мире активно развиваются системы мониторинга, контроля и надзора за обеспечением безопасности на транспорте, внедряются средства и системы повышения безопасности на всех видах транспорта, а также в дорожном хозяйстве.
2. Интенсивное развитие мультимодальных транспортно-логистических систем грузовых и пассажирских перевозок.
Концепция комплексного мультимодального транспортного планирования, применяемая на глобальном, национальном, региональном и агломерационном
уровнях, получает широкое распространение в мире. Именно мультимодальные транспортные системы обеспечивают высокую коммерческую скорость, возможность доставки грузов «точно в срок», синхронизацию управления транспортно-логистическими процессами в цепях поставок. Ожидается, что по мере развития мультимодальных перевозок будет происходить унификация перевозочных документов.
3. Уменьшение потребности в собственном автомобиле.
В мировой экономике набирает силу экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения (sharing economy). Экономика совместного потребления меняет отношение человека к потребности быть собственником транспортного средства в пользу использования транспорта как услуги по перемещению людей и грузов из точки в точку. Так, за последние 20 лет формат «car sharing» стал распространенным коммерческим форматом. Данная концепция может стать основой построения сбалансированных мультимодальных транспортных систем.
4. Эффект «сжатия пространства» за счет роста скорости транспортного сообщения в мире.
В сфере массовых пассажирских перевозок ведущие страны используют прорывные технологии в сферах региональной авиации и высокоскоростного железнодорожного сообщения. Данные технологии обеспечивают потребителю транспортных услуг зримый эффект «сжатия пространства» как субъективного восприятия сокращения расстояниями между дестинациями. В будущем ожидается появление принципиально новых видов транспорта, способного развивать сверхбыструю скорость.
Система целей и механизм реализации.
Динамические цели.
1. Обеспечение потребности грузооборота и пассажирооборота транспорта с приоритетом безопасности транспортного сообщения.
Индикатор 1. Грузооборот транспорта общего пользования:
2021 год – 61,9 млрд тонно-километров;
2024 год – 61,9 млрд тонно-километров;
2030 год – 61,9 млрд тонно-километров.
Индикатор 2. Пассажирооборот транспорта общего пользования:
2021 год – 7,1 млрд пассажиро-километров;
2024 год – 7,4 млрд пассажиро-километров;
2030 год – 8,0 млрд пассажиро-километров.
2. Опережающее развитие регионального рынка газомоторного топлива.
Индикатор 3. Валовое потребление природного газа в качестве моторного топлива:
2021 год – 93,8 млн куб. метров;
2024 год – 109,5 млн куб. метров;
2030 год – 149,2 млн куб метров.
Индикатор 4. Количество объектов газозаправочной инфраструктуры, реализующих природный газ в качестве моторного топлива:
2021 год – 41 единица;
2024 год – 61 единица;
2030 год – 67 единиц.
Параметры обеспечения достижения валового потребления природного газа в качестве моторного топлива до 2030 года и параметры обеспечения количества объектов газозаправочной инфраструктуры, реализующих природный газ в качестве моторного топлива, до 2030 года представлены в приложении № 4 к настоящей Стратегии Ростовской области.
Структурная цель.
1. Повышение скорости и безопасности передвижения пассажиров и перемещения грузов.
Приоритетные задачи и мероприятия.
Автомобильный транспорт.
Задача 1. Снижение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки (до 6,0 процента в 2024 году и до 5,0 процента в 2030 году).
Мероприятие 1.1. Формирование кольцевой дороги вокруг г. Ростова-на-Дону (в том числе строительство III очереди автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северный обход г. Ростова-на-Дону»; строительство обхода г. Аксая и западного обхода г. Ростова-на-Дону).
Мероприятие 1.2. Реконструкция автомобильных дорог регионального значения.
Мероприятие 1.3. Реконструкция аварийных мостовых сооружений.
Мероприятие 1.4. Строительство автомобильных дорог, дублирующих основные въезды в города – центры территориально-экономических округов.
Мероприятие 1.5. Ликвидация пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне.
Задача 2. Увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (до 56,13 процента в 2024 году и до 58,63 процента в 2030 году), увеличение доли дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии (до 85,0 процента в 2024 году и до 90,0 процента в 2030 году). С учетом тенденции прошлых лет доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям ежегодно увеличивается на 0,5 процента.
Мероприятие 2.1. Строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.
Мероприятие 2.2. Создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в части поддержания дорожной сети в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Мероприятие 2.3. Развитие системы контрактов «жизненного цикла» в строительстве автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Мероприятие 2.4. Создание механизма общественного контроля за целевым использованием средств, выделяемых на строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог.
Задача 3. Развитие придорожной инфраструктуры дорожной сети.
Мероприятие 3.1. Создание современных кемпингов.
Мероприятие 3.2. Обустройство автомобильных дорог местами стоянки, санитарными зонами.
Мероприятие 3.3. Создание обзорных (видовых) площадок для автотуристов.
Задача 4. Повышение экологичности и энергоэффективности транспорта.
Мероприятие 4.1. Переход на альтернативные виды топлива, в том числе перевод общественного автомобильного транспорта и транспорта жилищно-коммунальных служб на газомоторное топливо (компримированный природный газ):
в городах с численностью населения более 1 000 тыс. человек – до 50,0 процента к 2024 году и до 55,0 процента к 2030 году;
в городах с численностью населения более 300 тыс. человек – до 30,0 процента к 2024 году и до 35,0 процента к 2030 году;
в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек – до 10,0 процента к 2024 году и до 15,0 процента к 2030 году.
Мероприятие 4.2. Распространение электрифицированных и немоторизованных транспортных средств.
Мероприятие 4.3. Развитие рынка газомоторного топлива на территории Ростовской области и развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
Мероприятие 4.4. Развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей, в том числе строительство объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта.
Задача 5. Создание безопасных условий передвижения транспортных средств и пешеходов на дорогах Ростовской области, снижение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 100 тыс. населения к 2024 году до 9,17 человек.
Мероприятие 5.1. Проведение мероприятий по установке мостовых и дорожных ограждений.
Мероприятие 5.2. Выполнение работ по разметке автомобильных дорог краской (эмалью), холодным пластиком, устройству технических средств организации дорожного движения на опасных участках автомобильных дорог и содержанию комплексов автономного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ростовской области.
Железнодорожный транспорт.
Задача 1. Увеличение грузооборота на железнодорожном транспорте (на 54,5 процента к 2025 году и на 56,0 процента к 2030 году).
Мероприятие 1.1. Строительство железнодорожных путей общего и необщего пользования.
Мероприятие 1.2. Организация межагломерационного сообщения рельсовым транспортом на территории Ростовской области.
Мероприятие 1.3. Усиление пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков.
Мероприятие 1.4. Рассмотрение вопроса необходимости строительства или реконструкции частной железнодорожной инфраструктуры (пути необщего пользования), либо инфраструктуры общего пользования на принципах «take-or-pay».
Мероприятие 1.5. Выстраивание долгосрочного взаимодействия с предприятиями региона по привлечению грузов на инфраструктуру железнодорожного транспорта в рамках заключения соответствующих долгосрочных соглашений с предоставлением логистических услуг и создания железнодорожных «сухих портов» на базе грузовых дворов станций Ростов-Товарный, Ростов-Западный, Азов и Таганрог.
Мероприятие 1.6. Привлечение дополнительных грузов на малоинтенсивные участки инфраструктуры ОАО «РЖД» (в частности, на участки: Сальск – Мокрый Батай, Морозовская – Цимлянская, Цимлянская – Куберле, Карьер 122 км – Миллерово и других).
Мероприятие 1.7. «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, в том числе строительство вытяжного пути с примыканием к существующему действующему пути перегона Казачья – Гниловская, а также их соединения по ул. Левобережная г. Ростова-на-Дону».
Задача 2. Увеличение пассажирооборота в пригородном железнодорожном сообщении (на 16,2 процента к 2025 году и на 22 процента к 2030 году).
Мероприятие 2.1. Реализация программы по приобретению нового моторвагонного подвижного состава серии ЭПЗД, рельсовых автобусов серии РА-3.
Мероприятие 2.2. Модернизация железнодорожных вокзалов, платформ, объектов путевого хозяйства, строительство и развитие транспортно-пересадочных узлов.
Мероприятие 2.3. Организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (договор с пригородной компанией).
Мероприятие 2.4. Обеспечение безубыточности деятельности перевозчиков и субсидий на полную компенсацию потерь в доходах перевозчиков, возникающих в результате установления тарифов на пригородные железнодорожные перевозки ниже экономически обоснованного уровня (в частности, для решения поставленной в разделе задачи «усиление мер государственной поддержки пассажирских перевозок»).
Мероприятие 2.5. Расширение границ действия проекта «Городская электричка», в том числе с включением в него городов-спутников (г. Батайск, г. Аксай) с установлением единой тарифной зоны, которая позволит сформировать особые условия для пригородных и внутригородских пассажирских перевозок).
Мероприятие 2.6. Строительство новых платформ, обустройство подходов к объектам пригородной инфраструктуры с обеспечением доступности для маломобильных групп населения, реконструкция и благоустройство существующих платформ, интеграция в существующую транспортную сеть, в том числе единый билет.
Мероприятие 2.7. Снижение аварийности, смертности и вреда здоровью людей на железнодорожном транспорте с использованием средств бюджетов различных уровней и реализацией законодательных инициатив в средне/долгосрочной перспективе, за счет:
строительства разноуровневых пешеходных переходов через железнодорожные пути, в том числе на станции Целина 135 км пк5, перегонах Ростов Западный – Темерник 138 км пк5, Миллерово – Тарасовка 971 км пк5, Горная – Шахтная 1131 км пк7, Вальково – Морозовская 150 км пк2;
замены железнодорожных переездов современными безопасными путепроводами;
строительства шумозащитных ограждений и шумопоглощающих экранов.
Мероприятие 2.8. Организация сезонных поездов, актуальных для миграции населения Российской Федерации («Лыжная стрела», поезда к курортам Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов).
Мероприятие 2.9. Организация разовых или постоянных тематических железнодорожных (в том числе на паровозной тяге) и мультимодальных маршрутов к существующим или формируемым в будущем достопримечательностям.
Водный транспорт.
Задача 1. Увеличение грузооборота внутреннего водного и морского транспорта к 2030 году.
Мероприятие 1.1. Строительство Багаевского низконапорного гидроузла на реке Дон.
Мероприятие 1.2. Реализация инвестиционных проектов в морских портах Ростовской области.
Воздушный транспорт.
Задача 1. Увеличение объема авиаперевозок до 8 млн пассажиров в год к 2030 году.
Мероприятие 1.1. Развитие региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети.
Мероприятие 1.2. Субсидирование деятельности региональной авиакомпании, осуществляющей перевозки пассажиров.
Мероприятие 1.3. Дооснащение парка воздушных судов базовой авиакомпании аэропорта Ростов-на-Дону (Платов).
Мероприятие 1.4. Строительство второй взлетно-посадочной полосы регионального значения в аэропорту Ростов-на-Дону (Платов).
Стратегическая проектная инициатива 1 «Интеллектуальная транспортная система Ростовской области».
Возможность:
стать одним из лидеров в России по уровню транспортной связанности территории.
Основные параметры:
1. Внедрение автоматизированной системы управления транспортными потоками.
1.1. Распространение компонентов ситуационного и адаптивного управления (комплексы фото- и видеофиксации, системы мониторинга пассажирских перевозок и электронного билетирования, системы управления дорожным движением, системы «умных» парковок), в том числе путем внедрения новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог.
1.2. Применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование передовых технологий, инженерных решений и материалов, инфраструктурной ипотеки.
1.3. Минимизация заторов и сокращение затрат времени на поездку.
1.4. Повышение безопасности дорожного движения и сокращение количества дорожно-транспортных происшествий.
1.5. Обеспечение доступности информации о состоянии транспортной системы в режиме реального времени.
1.6. Формирование обособленной структуры в Правительстве Ростовской области, занимающейся вопросами развития и цифровизации регионального логистического комплекса.
2. Обеспечение скоростного транспортного сообщения, в том числе внутриобластного и внутриагломерационного сообщения, во взаимоувязке реализуемых проектов Северо-Кавказской железной дороги с планами (проектами) развития г. Ростова-на-Дону, Ростовской агломерации и региона в целом.
2.1. Реконструкция железнодорожной инфраструктуры на направлении Воронеж (Придача) – Горячий Ключ на территории Ростовской области в рамках реализации проекта организация скоростного движения пассажирских поездов на направлении Москва – Адлер.
2.2. Организация железнодорожного транспортного сообщения аэропорта Платов с Новочеркасском и формирование сквозных железнодорожных маршрутов в аэропорт из г. Таганрога, г. Сальска, г. Морозовска, г. Волгодонска, г. Батайска, г. Миллерово.
2.3. Восстановление системы внутрирегионального воздушного сообщения (на первом этапе – на базе существующих аэропортов регионального значения в Волгодонске и Вешенской).
2.4. Развитие скоростного рельсового транспорта (метрополитен, монорельсовый поезд, скоростной трамвай или их комбинация) в Ростовской агломерации.
2.5. Развитие железнодорожной инфраструктуры в западной части Левобережной зоны г. Ростова-на-Дону в рамках государственно-частного партнерства.
2.6. Создание транспортно-пересадочных узлов наземного автобусного и трамвайного транспорта с железнодорожным транспортом при формировании перспективной городской застройки на период до 2030 года и до 2050 года левобережной зоны и возможный вынос части портовой инфраструктуры с левого берега р. Дон.
2.7. Развитие беспересадочной маршрутной сети на направлениях г. Азов – г. Батайск – г. Ростов – г. Таганрог, г. Таганрог – г. Ростов – г. Новочеркасск – г. Шахты – г. Каменск – г. Миллерово – г. Морозовск, в том числе за счет использования скоростных электропоездов «Ласточка».
2.8. Строительство мультимодальных современных транспортных систем в Ростовской агломерации.