В3.4. Система расселения
Система расселения и размещения производительных сил является фундаментальной основой функционирования и развития социально-экономической системы территории.
Параметры, комплексно отражающие динамику изменений системы расселения и размещения производительных сил, представлены в таблице № 31.
Таблица № 31
ДИНАМИКА
ключевых показателей
развития системы расселения и размещения
производительных сил Ростовской области в 2014 – 2021 годах
Наименование параметра |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Доля городского населения в общей численности населения Ростовской области (на 1 января следующего года) (процентов) |
||||||||
Ростовская область |
67,9 |
67,8 |
67,8 |
67,9 |
68,0 |
68,1 |
68,2 |
67,9 |
Российская Федерация |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
75 |
75 |
Доля населения городов свыше 100 тыс. жителей в общей численности населения Ростовской области (на 1 января следующего года) (процентов) |
||||||||
Ростовская область |
51,3 |
51,5 |
51,6 |
51,9 |
52,1 |
52,2 |
52,2 |
51,8 |
Количество муниципальных образований Ростовской области, характеризующихся ростом населения (на 1 января соответствующего года к 1 января 2014 года) (единиц из 55) |
||||||||
Ростовская область |
10 |
9 |
9 |
6 |
6 |
7 |
8 |
10 |
* Данные за 2021 год приведены в соответствие с итогами Всероссийской переписи населения 2020 – 2021 годов.
Ростовская область характеризуется достаточно высоким уровнем урбанизации. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 – 2021 годов, доля городского населения в Ростовской области составила 67,9 процента. Тем не менее данное значение в силу исторических и природно-географических причин ниже среднероссийского (74,7 процента).
Ростовская область занимает 2-е место в России по количеству городов с населением свыше 100 тыс. жителей, уступая лишь Московской области (21 город). Это 7 городов: Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты, Волгодонск, Новочеркасск, Батайск, Новошахтинск. По итогам 2021 года в городах свыше 100 тыс. жителей проживает 51,8 процента населения Ростовской области.
Общее сокращение численности населения Ростовской области происходит на фоне роста численности населения нескольких наиболее динамично развивающихся муниципальных образований. Незначительным остается количество муниципальных образований Ростовской области с положительной динамикой численности населения. Так, за период с 2014 по 2021 год рост численности населения наблюдался в 10 муниципальных образованиях, находящихся в непосредственной близости к областному центру или в крупных индустриально или агроиндустриальных муниципальных районах.
К муниципальным образованиям Ростовской области, характеризующимся ростом населения по итогам 2021 года к 2014 году, в соответствии с данными переписи, относятся Мясниковский район (119,4 процента), Аксайский район (112,9 процента), Азовский район (111,5 процента), г. Батайск (106,0 процента), Цимлянский район (104,0 процента), Неклиновский район (102,9 процента), г. Ростов-на-Дону (102,5 процента), Октябрьский район (102,2 процента), Веселовский район (100,6 процента), Сальский район (100,02 процента).
Таким образом, рост населения наблюдался в наиболее урбанизированной центральной части региона: городах Ростове-на-Дону и Батайске, а также в наиболее развитых, динамичных с социально-экономической точки зрения, муниципальных районах, примыкающих к г. Ростову-на-Дону, – в Азовском, Аксайском, Мясниковском. Рост населения в Октябрьском и Неклиновском районах связан главным образом с их значимым индустриальным или агроиндустриальным потенциалом при одновременно выгодном экономико-географическим положении и инвестиционной привлекательностью. Важную роль в их демографическом росте играет тот факт, что оба муниципальных образования занимают промежуточное и важное связующее звено между крупнейшими внутриобластными лидерами экономического роста: Октябрьский район – между г. Ростовом-на-Дону и городами Восточно-Донбасской системы расселения, а Неклиновский район – между городами Ростовом-на-Дону и Таганрогом. Рост населения в остальных трех муниципальных образованиях (Цимлянском, Веселовском и Сальском районах) во многом связан с внутрироссийской миграцией.
В целом демографическая ситуация в муниципальных образованиях Ростовской области продолжает оставаться достаточно сложной, поэтому необходимы интенсивные комплексные меры в рамках парадигмы устойчивого развития и стабилизации системы расселения с учетом положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (СПР РФ до 2025 года).
В экономико-территориальном разрезе развитие системы расселения и размещения производительных сил Ростовской области обеспечивается посредством концепции поляризованного роста (концепции полюсов роста), предполагающей формирование на территории региона потенциала перспективных центров экономического роста и его реализацию.
В СПР РФ до 2025 года в качестве перспективного центра экономического роста определена Ростовская агломерация, отнесенная к числу крупнейших городских агломераций с численностью населения более 1 000 тыс. человек, которая обеспечит вклад в экономический рост Российской Федерации более 1 процента ежегодно.
Также согласно положениям СПР РФ до 2025 года городские агломерации могут быть определены для компактных территорий с численностью населения от 250 тысяч человек, которые обеспечивают вклад в экономический рост Российской Федерации 0,2 процента ежегодно. Таким потенциалом обладают г. Таганрог и территории Восточно-Донбасской и Волгодонской систем расселения.
В настоящее время для эффективного агломерационного развития создается региональная нормативно-правовая база, в частности принят Областной закон Ростовской области от 29.06.2022 № 704-ЗС «О развитии агломераций в Ростовской области», в котором представлены понятие агломерации, цели и основные задачи ее создания, определена деятельность исполнительных органов Ростовской области по оказанию содействия развитию агломераций. В Областном законе Ростовской области от 21.06.2021 № 492-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий в Ростовской области» своевременно предусмотрено использование механизмов комплексного развития территорий в границах двух и более муниципальных образований, что актуально для агломерационного развития.
Помимо городских агломераций, в качестве перспективных центров экономического роста могут выступать агропромышленные центры Ростовской области, формирующиеся вокруг таких наиболее значимых городских поселений региона со специализацией в сфере агропромышленного комплекса, как Сальск, Морозовск и Миллерово.
Для достижения высокого уровня качества жизни и социальной обеспеченности населения на территориях вне городских агломераций, средних, больших и крупных городов необходимо формирование сети опорных населенных пунктов с соответствующей социальной инфраструктурой.
Кроме того, в настоящее время в целях устойчивого развития малых форм расселения в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 24.10.2019 № 748 (ред. от 25.04.2022) «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Комплексное развитие сельских территорий» создано 7 сельских агломераций:
сельская агломерация г. Зверево;
сельская агломерация г. Зернограда;
сельская агломерация г. Константиновска;
сельская агломерация г. Морозовска;
сельская агломерация г. Пролетарска;
сельская агломерация г. Семикаракорска;
сельская агломерация г. Цимлянска.
В перспективе перечень сельских агломераций будет уточняться.
Также на территории Ростовской области есть населенные пункты, которые находятся в особых условиях, требующие особого внимания к реализации программ развития: это исторические поселения и территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
Исторические поселения Ростовской области – это три населенных пункта: г. Азов, г. Таганрог и ст. Старочеркасская (утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29.07.2010 № 418/339). Данный статус обязывает к применению особого подхода в градостроительном развитии и охране исторического наследия, что способствует повышению туристской привлекательности.
В рамках Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» на территории Ростовской области ТОСЭР созданы в трех моногородах: г. Донецке, г. Гуково, г. Зверево. Данный особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности формирует для этих городов благоприятные условия для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности населения.
Ключевые проблемы.
1. Значительная дифференциация территории по уровню доходов.
В качестве одного из ключевых подтверждений высокой дифференциации территории можно привести значительные различия по уровню заработной платы (без субъектов МСП) между муниципальными образованиями Ростовской области: так, в январе-декабре 2021 года наибольшая заработная плата зафиксирована в г. Ростове-на-Дону – 38 083,8 рубля, а наименьшая – в Пролетарском муниципальном районе – 25 903 рубля. Таким образом, имеет место высокая межмуниципальная дифференциация: разница между самой высокой и самой низкой заработной платой составляет 1,47 раза.
2. Значительная дифференциация территории по уровню комфортности проживания.
Территория Ростовской области в недостаточной степени благоустроена и дифференцирована по уровню комфортности проживания. Так, в рейтинге Индекса качества городской среды за 2021 год по интегральному показателю «общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства», который включает в себя, в том числе такие индикаторы, как «доля освещенных частей улиц, проездов, набережных в их общей протяженности», «уровень развития общественно-деловых районов города», «уровень внешнего оформления городского пространства», г. Новошахтинску было присвоено 13 баллов, тогда как г. Азову было присвоено 39 баллов.
При этом в период с 2018 года по 2021 год наблюдается значительное увеличение количества благоустроенных общественных территорий, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды.
3. Значительная дифференциация территории с точки зрения доступности объектов социального, культурного и бытового назначения.
Объекты социального, культурного и бытового назначения распределены неравномерно. Подобная дифференциация наблюдается во многих сферах. В частности, наблюдается наглядная, сложная и актуальная проблема, связанная с существенными различиями в обеспеченности населения больничными койками в разрезе муниципальных образований.
На сегодняшний день в Ростовской области сложилась недостаточная обеспеченность больничными койками в существенном числе муниципальных образований. В 2020 году несмотря на то, что средняя по области обеспеченность на 10 000 населения составила 78,26 единиц, в целом ряде муниципальных образований значения существенно ниже.
Актуальной проблемой остается низкая обеспеченность медицинскими работниками, особенно первичного медико-санитарного звена. Индикатором наличия дефицита врачей является обеспеченность ими менее чем 70 человек на 1 000 населения. Такой уровень сложился в 12 из 13 городских округов Ростовской области. Только в г. Ростове-на-Дону (83,8 врача на 10 000 населения) можно говорить об удовлетворительной обеспеченности. Наименьшая обеспеченность врачами среди городских округов сложилась в г. Донецке – 15,5 врача на 10 000 населения.
Также в Ростовской области наблюдается значительная дифференциация между муниципальными образованиями по обеспеченности населения спортивными объектами. Так, например, в 2021 году в Кашарском районе расположено 95,9 спортивных сооружения на 10 000 населения, а в городе Батайске – 11,5 спортивных сооружения на 10 000 населения.
4. Наличие на территории Ростовской области городов с монопрофильной структурой экономики.
В Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации включены три моногорода Ростовской области (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р):
г. Гуково – моногород с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций);
г. Донецк и г. Зверево – моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения.
В настоящее время все моногорода Ростовской области получили статус ТОСЭР.
Несмотря на это, состояние рынка труда этих территорий по ряду ключевых индикаторов по-прежнему характеризуется уровнем ниже среднеобластного. В частности, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в январе-декабре 2021 года в г. Гуково составила 24 788,8 рубля, в г. Донецке – 25 944 рубля, в г. Зверево – 29 081,8 рубля, в то время как значение данного показателя в целом по области составило 39 089,5 рубля.
5. Низкий уровень социально-экономического развития юго-восточных районов Ростовской области.
В юго-восточных районах Ростовской области вследствие удаленности от областного центра, низкой плотности населения, природно-климатических факторов и неразвитости инженерно-транспортной инфраструктуры сложилась непростая социально-экономическая ситуация. По большинству показателей уровень развития данных территорий значительно ниже среднеобластного.
В частности, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (без субъектов МСП) в январе-декабре 2021 года в Дубовском районе составила 28 900,7 рубля, в Заветинском районе – 28 558 рубля, в Зимовниковском районе – 28 764,2 рубля, в Орловском районе – 27 644 рубля, в Ремонтненском районе – 28 685,2 рубля.
Также данные территории отличает слабо развитая промышленная база. Так, по итогам 2021 года в целом по юго-восточным муниципальным районам отгружено менее 1 процента от регионального объема промышленного производства.
К прочим факторам, характеризующим неблагоприятное социально-экономическое положение юго-восточных районов Ростовской области, можно отнести:
удаленность от крупных областных рынков сбыта продукции;
отсутствие подтвержденных крупных промышленных запасов месторождений полезных ископаемых;
отсутствие судоходных рек;
удаленность от морских портов области.
6. Высокая доля городов с неблагоприятной городской средой.
В соответствии с результатами расчета Индекса качества городской среды по итогам 2021 года 15 из 23 городов Ростовской области (65,2 процента), вошедших в мониторинг Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, оказались в числе городов с неблагоприятной городской средой. Благоприятными для проживания признаны: г. Таганрог (223 балла), г. Аксай (212 баллов), г. Ростов-на-Дону (208 баллов), г. Азов (205 баллов), г. Цимлянск (202 балла), г. Новочеркасск (195 баллов), г. Белая Калитва (193 балла), г. Батайск (189 баллов).
Ключевые тренды.
1. Усиление урбанизации.
Происходит повсеместное увеличение городского населения (урбанизация). В течение последних 60 лет в мировой экономике произошел глобальный перелом в системе расселения, связанный с демографическим переходом, а также с технологическим прогрессом и производственным сдвигом в направлении постиндустриального и высокотехнологичного индустриального сектора. Так, если в 1960 году доля городского населения в совокупном населении мира составляла 33,6 процента, то в 2021 году – 57 процентов. Таким образом, большинство населения мира в настоящее время уже сосредоточено в городах. Ежегодный прогнозируемый темп урбанизации в мире до 2025 года составит 1,73 процента. Что касается России, то урбанизационные процессы сопровождаются снижением численности сельского населения: в 1989 году она составляла 39,1 млн человек, в 2002 году – 38,7 млн человек, в 2021 году – 37,1 млн человек. При этом численность городского населения постепенно возрастает. В итоге в 2021 году доля городского населения в Российской Федерации достигла 75 процентов, а доля сельского сократилась до 25 процентов.
2. Активное развитие городских и сельских агломераций.
Происходит увеличение числа и экономической значимости агломераций и мегалополисов. Наиболее ранним крупным мегалополисом являются связанные агломерации Северо-Восточной части США. В настоящее время мегалополисы находятся на различных континентах, их количество растет, а в некоторых случаях они носят трансграничный характер (например, в Западной Европе). Общее количество городских агломераций в мире с населением свыше 500 тыс. человек на 2021 год составляет 985 единиц, в них проживает 2 270 885 тыс. человек.
Что касается России, то наблюдается нарастающая концентрация населения и производства в 20 крупнейших городских агломерациях страны (в соответствии с исследованием Фонда «Институт экономики города», примерно 40 процентов валового продукта Российской Федерации и чуть более трети населения страны – 34 процента). В целом по состоянию на 2021 год в Российской Федерации насчитывается 35 агломераций с населением более 500 тыс. человек. Таким образом, на Россию приходится 3,55 процента от количества агломераций в мире. Ведущей является Московская агломерация, которая занимает 15-е место в мире и 1-е место в Европе по населению (17 693 тыс. человек), а также 7-е место в мире и 1-е место в Европе по площади.
К косвенным агломерационным эффектам относят рост экономического и демографического веса ближней к центру агломерации периферии (городских и часто сельских поселений, находящихся в часовой доступности от центра агломерации). Происходит также метрополитенизация размещения производительных сил, что выражается в нарастании значимости фактора близости предприятий к крупным агломерациям.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года агломерационное развитие территории возможно в рамках следующих масштабов: крупнейшая городская агломерация (с общей численностью населения более 1 000 тыс. человек), крупная городская агломерация (с общей численностью населения от 500 тыс. человек до 1 000 тыс. человек) и городская агломерация (с общей численностью населения более 250 тыс. человек).
Помимо городских агломераций, в региональном масштабе значимыми являются опорные населенные пункты, расположенные вне границ городских агломераций, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры в сфере образования, медицины, культуры и иных потребностей населения. Так, в рамках паспорта федерального проекта «Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий» принята инициатива «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения». Одной из основных целей этой инициативы является стабилизация ассиметричной системы расселения на территории Российской Федерации и в каждом регионе в отдельности.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в практику государственного управления был введено понятие «сельские агломерации» – сельские территории, а также поселки городского типа, рабочие поселки, не входящие в состав городских округов, и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территории, не превышающей 30 тыс. человек. Управление развитием сельских агломераций позволяет применить комплексный подход к созданию доступной и качественной инженерной и социальной инфраструктуры на данных территориях.
3. Смена факторной ориентации при размещении производительных сил.
При размещении производительных сил все меньшее значение имеют территориальные факторы естественного происхождения (наличие сырьевой базы, транспортно-транзитных возможностей и рынков сбыта), и, наоборот, происходит рост значимости искусственной среды (благоприятных инвестиционных условий, рынка труда, комфортной городской среды, креативного пространства для инноваторов и т.д.).
4. Нарастание мобильности трудовых ресурсов, трансформирующее каркас глобальной и российской системы расселения.
Масштабирование миграционных процессов ввиду роста межстрановой и межрегиональной конкуренции за квалифицированных специалистов, а также ввиду роста спроса на неквалифицированную рабочую силу. По данным Международной организации труда, на момент начала пандемии COVID-19 в мировой экономике насчитывалось 272 млн международных мигрантов. При этом из указанного числа непосредственно международными трудовыми мигрантами являлось 169 млн человек. В результате развитые страны, а также значимые развивающиеся страны с высоким уровнем индекса человеческого развития (в частности, Россия) являются крупнейшими реципиентами международных мигрантов, в то время как наиболее бедные развивающиеся страны Азии, Африки, СНГ и Латинской Америки являются основными донорами.
Данная проблематика трансформирует систему расселения и во внутрироссийском разрезе. Формируются точки привлечения рабочей силы и обучающихся, прежде всего таковыми являются наиболее благополучные с точки зрения деловой активности, заработной платы, стоимости жилья и благоустройства крупные и крупнейшие города России. В первую очередь это относится к городам-миллионникам, в том числе городу Ростову-на-Дону. В то же время данные миграционные процессы приводят во внутрирегиональном аспекте к нарастанию неравномерности социально-экономического развития, трудового потенциала, соотношения молодежи и лиц старших возрастов.
Система целей и механизм реализации.
Динамическая цель.
1. Повышение числа муниципальных образований с положительной динамикой численности населения.
Индикатор 1. Число муниципальных образований с положительной динамикой численности населения:
2021 год – 10 муниципальных образований;
2024 год – 12 муниципальных образований;
2030 год – 15 муниципальных образований.
Структурная цель.
1. Формирование и наращивание потенциала перспективных центров экономического роста в Ростовской области.
Приоритетные задачи и мероприятия.
Задача 1. Обеспечение приемлемого уровня доходов населения в каждом муниципальном образовании.
Мероприятие 1.1. Мониторинг уровня заработной платы на действующих предприятиях по всем муниципальным образованиям.
Мероприятие 1.2. Мониторинг состояния системообразующих предприятий в разрезе показателей занятости и уровня оплаты труда.
Мероприятие 1.3. Расширение элементов дифференцированного территориального подхода к инвестиционной политике.
Мероприятие 1.4. Совершенствование направлений поддержки МСП в муниципальных образованиях.
Мероприятие 1.5. Развитие поддержки самозанятого населения (в том числе в рамках личных подсобных хозяйств).
Мероприятие 1.6. Территориальная дифференциация персонализации денежных выплат/льгот в зависимости от вовлечения в экономическую активность.
Задача 2. Повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды в среднем по всем городам в 1,5 раза и увеличение доли городов с благоприятной городской средой до 80 процентов к 2030 году.
Мероприятие 2.1. Разработка муниципальных программ по комплексному развитию жилой среды.
Мероприятие 2.2. Внедрение практики сервисных контрактов в благоустройство жилой среды.
Мероприятие 2.3. Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды.
Задача 3. Снижение дифференциации территории с точки зрения доступности объектов социального, культурного и бытового назначения.
Мероприятие 3.1. Оптимизация схемы размещения объектов местного значения в рамках территории области.
Мероприятие 3.2. Развитие механизма по привлечению и закреплению специалистов в отдаленные муниципальные образования.
Мероприятие 3.3. Реализация региональной программы ускоренного развития и модернизации инфраструктуры опорных населенных пунктов (малых городов и узловых сельских населенных пунктов).
Задача 4. Опережающее социально-экономическое развитие моногородов Ростовской области: г. Гуково, г. Донецка и г. Зверево в рамках ТОСЭР.
Мероприятие 4.1. Устранение инфраструктурных ограничений на ТОСЭР «Гуково», ТОСЭР «Донецк» и ТОСЭР «Зверево» (разработка поэтапных планов мероприятий по созданию объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и определение источников их финансирования для включения объектов инфраструктуры в государственные и муниципальные программы по соответствующим направлениям; проведение анализа стоимости технологического присоединения к электрическим сетям и рассмотрение возможности ее снижения).
Мероприятие 4.2. Активизация работы по привлечению потенциальных резидентов на ТОСЭР «Гуково», ТОСЭР «Донецк» и ТОСЭР «Зверево» (использование различных информационных площадок регионального, национального и международного уровня (инвестиционные и промышленные форумы, агропромышленные выставки и т.п.); реализация механизма сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна» на территориях опережающего социально-экономического развития).
Задача 5. Комплексное развитие юго-восточных районов Ростовской области посредством программно-целевого подхода, учитывающего специфические проблемы и приоритетные направления развития.
Мероприятие 5.1. Сохранение демографических и трудовых ресурсов, обеспечение потенциальных возможностей для их перспективного роста.
Мероприятие 5.2. Развитие производственного потенциала муниципальных районов и населенных пунктов на основе роста экономической базы, обеспечение устойчивости территории.
Мероприятие 5.3. Обеспечение связанности и целостности территории юго-восточных районов.
Мероприятие 5.4. Развитие системы межрайонных центров и усиление полицентрической организации территории.
Стратегическая проектная инициатива 1 «Система полюсов роста Ростовской области».
Возможность:
обеспечить реализацию потенциала региональных перспективных центров экономического роста.
Основные параметры:
1. Определение перспективных центров экономического роста и разработка долгосрочных планов социально-экономического развития.
В соответствии с основными положениями СПР РФ до 2025 года, в качестве перспективных центров экономического роста могут выступить:
инновационно-технологический полюс роста: Ростовская агломерация как крупнейшая городская агломерация;
индустриальные полюсы роста: на основе агломерационного развития территорий Восточно-Донбасской (с центром в городе Шахты либо в виде биполи Шахты-Каменск-Шахтинский) и Волгодонской систем расселения и города Таганрога;
агроиндустриальные полюсы роста: Миллеровский, Морозовский и Сальский агропромышленные центры.
Конкретизация состава и границ перспективных центров экономического роста должна быть определена в документах стратегического планирования Ростовской области, разрабатываемых в рамках планирования и программирования (схема территориального планирования Ростовской области и государственные программы Ростовской области) на основе широкого экспертного обсуждения и анализа.
2. Формирование в перспективных центрах экономического роста межмуниципальных и межведомственных координационных советов.
3. Создание новых и развитие действующих специализированных инвестиционных локаций в перспективных центрах экономического роста:
технопарки;
ТОСЭР (г. Гуково, г. Донецк, г. Зверево);
индустриальные и агропромышленные парки.
4. Определение и формирование вне границ городских агломераций сети опорных населенных пунктов и формирование в них базовой социальной и инженерной инфраструктуры, инфраструктуры торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивающей потребности жителей прилегающих территорий, а также использование населением выездных (мобильных) форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания.
5. Создание комфортной городской среды, «образцовых» пространств для жизни и работы человека в перспективных центрах экономического роста.
6. Обеспечение участия перспективных центров экономического роста в проектах федерального центра по развитию городской среды.
7. Содействие созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций в моногородах, а также разработка механизмов и мероприятий, направленных на развитие моногородов и комплексное городское развитие.